All-Photo.ru
Результат поиска: 37 уник.стр.
Страницы: <<< | 1 | 2 | 3 | >>>
Храм Воскресения Христова в Иоахимстале Эстляндской губернии1 Храм Воскресения Христова в Иоахимстале Эстляндской губернии
Архитектор Алиш П.В. Иллюстрация из альбома "Кренгольмская мануфактура. Историческое описание, составленное по случаю 50-летия её существования" СПб. 1907 г.

Христос Пантократор. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)2 Христос Пантократор. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Изначально входил в состав большого Деисусного чина. Образ Пантократора в целом традиционен. Самой необычной деталью иконы является пурпурное евангелие (раскрыто на выполненном золотом тексте Ин. VIII, 12 "Я свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни"). Сочетание пурпура с золотом представляет не только символические цвета Христа, но и археологическую подробность (пурпурные евангелия с золотым текстом широко известны в ранневизантийскую эпоху).

Богоматерь Любятовская. Икона, ГТГ.3 Богоматерь Любятовская. Икона, ГТГ.
… поругании ее войсками Батория в 1581. Иконография относится к редкому изводу Умиления, сочетающему с традиционным мотивом ласкания младенца и матери жест правой руки Христа, касающейся подбородка Богоматери. Особенностью извода является также прямая посадка младенца, свиток в левой и обнаженная по локоть правая рука, препоясанная под грудью и по плечам туника, драпирующий только нижнюю часть фигуры гиматий. Препоясание указывает на священство Христа, одновременно знаменуя образ силы и власти; Христос представлен "по чину Мельхиседекову" как Царь и Первосвященник. В жесте правой руки младенца можно усмотреть намек на тему "брачного" союза между Богоматерью-Невестой, олицетворяющей Церковь, и Женихом-Христом.

Воскрешение Лазаря. Центральная часть эпистиля, монастырь св. Екатерины (Синай)5 Воскрешение Лазаря. Центральная часть эпистиля, монастырь св. Екатерины (Синай)
В традиционном иконографическом изводе представлены образы Христа и Лазаря, дополненные фигурами двух апостолов, сестер Лазаря Марфы и Марии, иудеев у гробницы. Наиболее интересна трактовка гробницы, соединяющая черты саркофага и здания-базилики с неестественно высоким входом. Отверзтая гробница трактуется как вход в Царство Небесное, путь к спасению, открытый чудом Воскресения Лазаря. На эпистиле "Воскрешение Лазаря" занимает центральное положение, справа от Деисуса, составляя традиционную пару с "Преображением".

Страшный Суд. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)6 Страшный Суд. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Композиция включает несколько регистров и состоит из ряда устойчивых иконографических мотивов. В центре верхнего ряда Христос на невидимом престоле, нисходящий с небес для последнего суда. По сторонам от Христа Богоматерь и Иоанн Предтеча, обращенные к Спасителю с молитвой о заступничестве. За ними 12 апостолов, сидящие на престолах, и ангельское воинство. Под Христом Этимасия - Престол уготованный, уподобленный алтарю; на нем Евангелие, крест и орудия страстей. К подножию трона припадают Адам и Ева, моля о спасении. Справа от Христа 6 чинов праведников: апостолы, пророки, мученики, иерархи, аскеты, святые жены. Под н

Архангел Михаил. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай).8 Архангел Михаил. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай).
Архангел Михаил изображен погрудно, фронтально, чуть склонившимся вправо - в сторону Христа, чья икона в центре Деисусного чина фланкировалась двумя архангельскими образами. Архангелы выступают в качестве небесной стражи Спасителя, главный атрибут Архангела Михаила - тонкий длинный жезл с трехлепестковым завершением (символ власти). На голове диадема с тонкими развевающимися лентами (символ чистоты).

Христос Пантократор. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)9 Христос Пантократор. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Необычная деталь ранней иконографии - фон с архитектурной нишей и золотыми звездами, создающий образ алтарного пространства, в котором пребывает Христос. Спаситель представлен в красивом и величественном облике, с недлинной окладистой бородой и ниспадающими на плечи волосами, с 6 в. становящимся каноническим для Пантократора.

Богоматерь Киккотисса с пророками. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)10 Богоматерь Киккотисса с пророками. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Образ Богоматери Киккотиссы изображен в среднике иконы. Богоматерь восседает на золотом троне; младенец, захватывая левой рукой край Ее плата, правой передает Богоматери свиток - символ Логоса. Тему Искупительной жертвы акцентирует короткая рубашка Христа, открывающая Его руки и ноги. Композиция иконы в целом воплощает пространственную структуру храма с тремя нефами, алтарной апсидой и куполом. Богоматерь представлена как "апсидное" изображение - образ идеальной Церкви. Ветхозаветные пророки на полях иконы изображены рядом с возвещанными им прообразами Богоматери и чуда Воплощения.

Полнофигурный трехчастный Деисус со святыми на полях. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).11 Полнофигурный трехчастный Деисус со святыми на полях. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).
В центре представлен Христос, стоящий на красном подножии округлой формы. По сторонам - Богоматерь и Иоанн Предтеча в традиционных одеждах, с жестами моления.

Святые отцы Синая. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)12 Святые отцы Синая. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Особой иконографической традиции портретов синайских отцов не существовало. Монахи-мученики представлены в четыре ряда, некоторые в специфических восточных головных уборах; надписи отсутствуют. Верхний ряд составляют символические композиции: Деисус с Христом на троне (в круглом ореоле со звездами), апостолами Петром и Павлом, преподобными Иоанном Лествичником и Павлом Латрским.

Распятие. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)13 Распятие. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Строгий вариант иконографии Распятия с минимальным количеством изображенных - Христом, Богоматерью, Иоанном Богословом. Необычная и редчайшая деталь - абсолютно прозрачная набедренная повязка Христа, символизирующая "ризу нетления", в которую Он был облачен, взяв на время "одеяние смерти".

Преображение. Икона, ГТГ.14 Преображение. Икона, ГТГ.
В верхней части иконы изображен преображающийся Христос, в белых с золотым ассистом одеяниях, со свитком в руке, окруженный двойной круглой "славой" и 6-конечной белой звездой. По сторонам от него пророки: Илья (слева) и Моисей (справа), в хитонах и гиматиях. В верхних углах - ангелы, несущие пророков на облаках. В "среднем" регистре группы "восходящих" и "нисходящих" апостолов с Христом. Внизу, в падении представлены апостолы, ослепленные тремя лучами, исходящими от "славы" Христа. Слева - Петр с поднятой левой рукой, по центру - Иоанн, падающий вн

Богоматерь с младенцем между пророком Моисеем и патриархом Евфимием. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)15 Богоматерь с младенцем между пророком Моисеем и патриархом Евфимием. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Редкий пример мемориального портрета (одним из предстоящих изображен Иерусалимский патриарх Евфимий, умерший на Синае в 1224). Иконография объединяет темы прославления умершего праведника и святости Синая, которую вводит образ пророка Моисея. Пророк представлен в особом иконографическом изводе, с узкой клиновидной бородой, который получил распространение в 13 в. В его правой руке скрижали Завета, левой он указывает на Богоматерь. Богоматерь Оранта с Христом младенцем в медальоне на груди следует иконографическому типу Влахернитиссы.

Страницы: <<< | 1 | 2 | 3 | >>>