Икона с небольшими изменениями повторяет чудотворный образ из Московского Алексеевского девичьего монастыря - древнейший и наиболее чтимый среди икон этого типа. Впервые упоминается в 1757, но скорее всего находилась в монастыре и раньше. В настоящее время его местонахождение неизвестно. Празднование в монастыре 3 апреля, с пением перед образом тропаря "Чистоты неувядаемой цвет".
Иконография не ранее 17 в., происходит, вероятно, с Афона. В России встречаются с 18 в. В основе аллегорической композиции положены ветхозаветные прообразы Богоматери. Богоматерь и младенец облачены в царские ризы ("ризы преиспещренны, ризы позлащенны"); храм, на фоне которого представлены Богоматерь и Христос, образ "палаты Царя всех"; престол, за которым расположены Богоматерь и стоит Спаситель - знак близости Девы к престолу Божию, а сама она есть "престол и чертог царствующего". Вокруг Богоматери с младенцем помещены солнце, луна, звезда, кадило, свеча и др. изображения, являющиеся прообразовательными символами Богоматери, как и процветший жезл в Ее руке. Вазоны с цветами, цветущие ветви прямо связаны м именованием Богоматери "Цветом Неувядаемым". 1691. Тихон Филатьев. Москва |