Александр. Солид Солиды единоличного правления Александра (912-913 гг.) запечатлели облик императора совершенно необычным образом. Идея получения монархом верховной власти от Бога композиционно оформилась в сцене Божественной инвеституры или благословения на царство, впервые появившейся на солидах Александра. Поскольку святой, касающийся венца на голове императора, не поименован, то его отождествляли либо со святым Александром, епископом Константинополя в IV в., либо с Иоанном Крестителем. Последний кажется предпочтительным, поскольку иконография святого скорее соответствует облику пророка и аскета, чем святителя, непременной деталью одеяния которого должен служить омофор. Облаченный в лор Александр представлен в подчеркнуто застылой церемониальной позе, он . не субъект, а объект священнодействия, воспроизводящего иконографическую формулу Крещения Спасителя св. Иоанном. Ассоциации с Крещением.Богоявлением Христа вызывались намеренно, поскольку венчание василевса мыслилось той же .эпифанией., в момент которой раскрывалась божественная сущность врученной ему власти. Византия. Константинополь. 912-913 гг. |