All-Photo.ru
Результат поиска: 43 уник.стр.
Страницы: <<< | 1 | 2 | 3 | >>>
Богоматерь Знамение. ГТГ31 Богоматерь Знамение. ГТГ
Самый ранний сохранившийся список чудотворной новгородской иконы Богоматери Знамение (до 1169, пребывает в Софийском соборе). Согласно Сказанию 14 в., икона прославилась чудесным избавлением Новгорода от войска Владимирского князя Андрея Боголюбского. Праздник в честь этого чуда, по преданию, был установлен в 12 в. 27 ноября (день избавления Новгорода и наказания воюющих против единоверцев). Богоматерь изображена в иконографии Оранты, с медальоном на груди, в котором показан окруженный сиянием Спас Эммануил. Новгородская икона, сотворившая знамение (чудо), дала название данному иконографическому типу.

Распятие. Икона, ГТГ.32 Распятие. Икона, ГТГ.
В центре изображен высокий крест с распятым Христом, как бы стоящим на широкой нижней перекладине. Слева от креста глядящая на сына Богоматерь в окружении трех жен, одна из которых обнимает Ее. Справа - Иоанн Богослов и сотник Лонгин. Голгофа изображена в виде трех невысоких уступчатых горок, внизу пещера с "адамовой головой". За крестом стена Иерусалима. Иконографический извод с данным подбором персонажей известен с 10-11 вв. Редко изображаемый сотник Лонгин свидетельствовал о Христе ("... воистине Он был Сын Божий"). Особенностью данной иконографии являются позы и жесты окружающих Богоматерь жен, характерные для искусства 12-13 вв.

Сцены Богородичного цикла. Створки триптиха, монастырь св. Екатерины (Синай)33 Сцены Богородичного цикла. Створки триптиха, монастырь св. Екатерины (Синай)
12 сцен Богородичного цикла: Отвержение даров; Иоаким и Анна, возвращающиеся из храма; Молитва Иоакима в пустыне; Молитва Анны в саду; Встреча Иоакима и Анны у городских ворот; Рождество Богоматери; Ласкание Марии; Введение во храм; Благовещение у колодца; Мария и Иосиф перед первосвященником; Благовещение.

Церковь Владимирской Богоматери и колокольня церкви Ионна Златоуста34 Церковь Владимирской Богоматери и колокольня церкви Ионна Златоуста
Комплекс храма Ионна Златоуста в Коровниках. Ярославль.

Богоматерь Страстная. ГТГ35 Богоматерь Страстная. ГТГ
Чудотворная икона Богоматери Страстной из московского Страстного монастыря. Является близким повторением также чудотворного образа Богоматери из с. Палец, обретенного в 1641 в Ниж. Новгороде. Празднование в шестое воскресенье по Пасхе (в память первого чуда от Палецкого образа), 13 августа (в память о встречи его в Москве при царе Михаиле Федоровиче; в 17 в. сопровождалось крестными ходами с участием царей). Иконографический извод Богоматери Страстной восходит к 12 в., окончательно сформировался к 15. Его особенностью является поза младенца: Христос держит обеими руками большой палец правой руки Богоматери и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов.

Покров Богоматери. Икона, ГТГ.36 Покров Богоматери. Икона, ГТГ.
Иконографический извод т.н. "суздальского" типа, с изображением мафория, поддерживаемого руками самой Богоматери. Внизу, под ним, изображен стоя на кафедре Роман Сладкопевец, слева от него группа отцов Церкви во главе с Иоанном Предтечей, справа Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Другой особенностью иконографии данного памятника является архитектурный облик церкви на заднем плане, передающий черты построек Влахернского монастыря - базилики и круглого купольного храма.

Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.37 Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.
Список чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской, написанной в 1655 для Воскресенского собора г. Шуи. Представляет собой новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской, отличный от подлинника положением рук и ног Христа. Данный извод восходит к протографу 16 в. и связан с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителя, жалящим в пяту рожденного женою. Именно на Христе исполнилось Едемское обетование: семя змея "жалило его в пяту", Он претерпел страсти и был распят, но, как Царь Славы (Пс. 23:7-10), попрал врата ада, воскрес и тем "поразил в голову искусителя".

38 Богоматерь Федоровская
Название дано по имени св. Феодора Стратилата, перенесшего явленную икону Богоматери в Кострому в 1239. Иконография близка типу Владимирской Богоматери. Отличительной особенностью является обнаженная до колена левая ножка младенца.

39 Богоматерь Казанская
Название иконографического извода произошло от места явления чтимого протографа - в 1579 в Казани. Иконография Богоматери Казанской представляет вариант Одигитрии. Главные особенности - стоящая фигура младенца, погрудное изображение Богоматери, традиционно небольшие размеры иконы.

42 Богоматерь Владимирская
Прославленная на Руси икона Богоматери Владимирской (12 в.)представляет изображение Богоматери в иконографическом типе "Ласкающая", с младенцем на правой руке (Дексиократуса). Не все детали первоначальной иконографии образа могут быть реконструируемы: младенец мог быть изображен либо в рост, либо сидящим с обнаженными ножками. Эта икона, по-видимому, была списком с одного из почитавшихся образов Богоматери в константинопольском Влахернском храме; на Руси, в свою очередь, стала протографом для многочисленных списков 13-20 вв.

43 Успение Богоматери
Иконография складывается на основе апокрифических текстов: "Слова Иоанна Богослова об Успении Богоматери", "Слова Иоанна архиепископа Солунского", сказаний Дионисия Ареопагита и Андрея Критского; канонов на "Успение" Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. Непременно изображаются лежащая на ложе Богоматерь, Христос с Ее душой в вид спеленутого младенца, являющийся за ложем в мандорле Славы, апостолы и ангелы, собравшиеся у ложа.

Страницы: <<< | 1 | 2 | 3 | >>>