All-Photo.ru
Результат поиска: 27 уник.стр.
Страницы: <<< | 1 | 2 | >>>
Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.16 Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.
Список чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской, написанной в 1655 для Воскресенского собора г. Шуи. Представляет собой новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской, отличный от подлинника положением рук и ног Христа. Данный извод восходит к протографу 16 в. и связан с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителя, жалящим в пяту рожденного женою. Именно на Христе исполнилось Едемское обетование: семя змея "жалило его в пяту", Он претерпел страсти и был распят,

Благовещение Устюжское. ГТГ17 Благовещение Устюжское. ГТГ
Главная иконографическая особенность - образ воплощенного младенца Христа на груди Богоматери. Он связан с образом Триединого Бога, представленного в верхней части иконы в образе Ветхого Денми, от благословляющей руки которого исходит Божественный луч (св. Дух). Иконография наглядно раскрывает реальность Непорочного зачатия и Воплощения вечно существующего Бога - второго лица Троицы.

Св. Пантелеймон с житием. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).18 Св. Пантелеймон с житием. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).
Единственный сохранившийся житийный образ и уникальный источник иконографии житийных сцен. Св. Пантелеймон представлен юношей в одеянии святых целителей - синем хитоне с золотыми нарукавниками, синей рубашке с золотым оплечьем и коричневом плаще, собранном на груди. На левом плече узкая белая лента, подобная диаконскому орарю. В правой руке мученический крест, в левой -коробочка для лекарств, по форме напоминающие чудотворные реликвии.

Моисей, получающий скрижали. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).19 Моисей, получающий скрижали. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).
Иконография откровения Моисею, когда на верщине Синая Господь вручил ему две скрижали (Исх. XXIV, 12-18; XXXI, 18). Моисей облачен в традиционные одеяния - голубой хитон и розовый гиматий. Он принимает скрижали покровенными руками стоя обнаженными ногами на священной земле Синая - сюжетный эпизод переосмысляется как священнодействие, что способствует литургизации образа.

Богоматерь Любятовская. Икона, ГТГ.20 Богоматерь Любятовская. Икона, ГТГ.
… ом Грозным, а также о поругании ее войсками Батория в 1581. Иконография относится к редкому изводу Умиления, сочетающему с традиционным мотивом ласкания младенца и матери жест правой руки Христа, касающейся подбородка Богоматери. Особенностью извода является также прямая посадка младенца, свиток в левой и обнаженная по локоть правая рука, препоясанная под грудью и по плечам туника, драпирующий только нижнюю часть фигуры гиматий. Препоясание указывает на священство Христа, одновременно знаменуя образ силы и власти; Христос представлен "по чину Мельхиседекову" как Царь и Первосвященник. В жесте правой руки младенца можно усмотреть намек на тему "брачного" союза между Богоматерью-Невестой, олицетворяющей Церковь, и Женихом-Христом.

Панагия-мощевик Ивана Грозного21 Панагия-мощевик Ивана Грозного
Лицевая сторона - резная камея с образом Иоанна Предтечи Ангела Пустыни. Предтеча изображен фронтально, крылатым, с поднятой правой рукой. В левой руке крест на длинном древке.

Богоматерь Коневская (Голубицкая). ГТГ22 Богоматерь Коневская (Голубицкая). ГТГ
Список с чудотворного образа, привезенного в 14 в. с Афона и вложенного в Рождественский монастырь на о-ве Коневец (Ладога). Празднование было установлено в 16 в., с 19 в. - 10 июля. Протограф, очевидно, утрачен. Иконография его проблематична. На списках 16 в. изображение Богоматери с белым платом на плечах и младенцем, играющим с птичкой (символика Св. Духа). Иконография восходит к западным источникам, воспринятым на Афоне и переработанным в соответствии с восточнохристианской традицией.

Христос Пантократор. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)23 Христос Пантократор. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Изначально входил в состав большого Деисусного чина. Образ Пантократора в целом традиционен. Самой необычной деталью иконы является пурпурное евангелие (раскрыто на выполненном золотом тексте Ин. VIII, 12 "Я свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни"). Сочетание пурпура с золотом представляет не только символические цвета Христа, но и археологическую подробность (пурпурные евангелия с золотым текстом широко известны в ранневизантийскую эпоху).

Крещение, Сошествие св. Духа, Успение Богоматери. Трехчастная икона (часть тетраптиха), монастырь св. Екатерины (Синай)24 Крещение, Сошествие св. Духа, Успение Богоматери. Трехчастная икона (часть тетраптиха), монастырь св. Екатерины (Синай)
Цикл 12 Праздников (Додекаортон) возникает в иконных программах 11-12 вв., преимущественно на эпистилях и в полиптихах. Создавали концентрированный образ всей храмовой декорации, вызывали литургические ассоциации, поскольку евхаристическое таинство есть возобновление истории спасения.

Одигитрия Вознесенского м-ря. ГТГ (из местного ряда Вознесенского собора Вознесенского м-ря в Московском Кремле)25 Одигитрия Вознесенского м-ря. ГТГ (из местного ряда Вознесенского собора Вознесенского м-ря в Московском Кремле)
Чудотворная икона Вознесенского м-ря была написана на более древней доске, на месте первоначального образа, пострадавшего в пожаре 1482: "... сгоре икона Одигитрие на Москве во церкви каменной святаго Възнесения, чюдная святая Богородицы гречьского писма, в ту меру сделана, якоже в Цареграде чудная, еже исходит во вторник да в среду на море; толико образ той сгоре да кузнь, а доска ся остала; и написа Денисей иконник на той же дъске в той же образ". Сгоревший образ был списком с константинопольской иконы Богоматери Одигитрии и, возможно, одним из двух образов, привезенных на Русь в 14 в. суздальск

Благовещение, Воскрешение Лазаря, Преображение. Трехчастная икона (часть тетраптиха с изображением 12 Праздников), монастырь св. Екатерины (Синай)26 Благовещение, Воскрешение Лазаря, Преображение. Трехчастная икона (часть тетраптиха с изображением 12 Праздников), монастырь св. Екатерины (Синай)
Цикл 12 Праздников (Додекаортон) возникает в иконных программах 11-12 вв., преимущественно на эпистилях и в полиптихах. Создавал концентрированный образ всей храмовой декорации, вызывал литургические ассоциации, связанные с представлениями о Евхаристическом таинстве как возобновлении истории спасения.

27 Панагия-мощевик Ивана Грозного
Лицевая сторона - резная камея с образом Иоанна Предтечи Ангела Пустыни

Страницы: <<< | 1 | 2 | >>>