Результат поиска: 43 уник.стр.
1 Благовещение. Икона, Музеи Московского Кремля.
Иконография носит характерные черты палеологовского времени: царственное одеяние архангела, высокое положение трона Богоматери, мотив благословения архангелом лона Богоматери, а также "перешагивание" им через полукруглую зубчатую ограду.
Галерея: Христианская икона
2 Крещение, Сошествие св. Духа, Успение Богоматери. Трехчастная икона (часть тетраптиха), монастырь св. Екатерины (Синай)
Цикл 12 Праздников (Додекаортон) возникает в иконных программах 11-12 вв., преимущественно на эпистилях и в полиптихах. Создавали концентрированный образ всей храмовой декорации, вызывали литургические ассоциации, поскольку евхаристическое таинство есть возобновление истории спасения.
Галерея: Христианская икона
3 Интерьер храма Влахернской иконы Богоматери в усадьбе Голицыных Кузьминки
Московский уезд
Галерея: Российская Империя
4 Богоматерь Знамение. ГТГ
Самый ранний сохранившийся список чудотворной новгородской иконы Богоматери Знамение (до 1169, пребывает в Софийском соборе). Согласно Сказанию 14 в., икона прославилась чудесным избавлением Новгорода от войска Владимирского князя Андрея Боголюбского. Праздник в честь этого чуда, по преданию, был установлен в 12 в. 27 ноября (день избавления Новгорода и наказания воюющих против единоверцев).
Богоматерь изображена в иконографии Оранты, с медальоном на груди, в котором показан окруженный сиянием Спас Эммануил. Новгородская икона, сотворившая знамение (чудо), дала название данному иконографическому типу.
Галерея: Христианская икона
5 Распятие. Икона, ГТГ.
В центре изображен высокий крест с распятым Христом, как бы стоящим на широкой нижней перекладине. Слева от креста глядящая на сына Богоматерь в окружении трех жен, одна из которых обнимает Ее. Справа - Иоанн Богослов и сотник Лонгин. Голгофа изображена в виде трех невысоких уступчатых горок, внизу пещера с "адамовой головой". За крестом стена Иерусалима.
Иконографический извод с данным подбором персонажей известен с 10-11 вв. Редко изображаемый сотник Лонгин свидетельствовал о Христе ("... воистине Он был Сын Божий"). Особенностью данной иконографии являются позы и жесты окружающих Богоматерь жен, характерные для искусства 12-13 вв.
Галерея: Христианская икона
6 Сцены Богородичного цикла. Створки триптиха, монастырь св. Екатерины (Синай)
12 сцен Богородичного цикла: Отвержение даров; Иоаким и Анна, возвращающиеся из храма; Молитва Иоакима в пустыне; Молитва Анны в саду; Встреча Иоакима и Анны у городских ворот; Рождество Богоматери; Ласкание Марии; Введение во храм; Благовещение у колодца; Мария и Иосиф перед первосвященником; Благовещение.
Галерея: Христианская икона
7 Церковь Владимирской Богоматери и колокольня церкви Ионна Златоуста
Комплекс храма Ионна Златоуста в Коровниках. Ярославль.
Галерея: Старорусские Города
8 Богоматерь Страстная. ГТГ
Чудотворная икона Богоматери Страстной из московского Страстного монастыря. Является близким повторением также чудотворного образа Богоматери из с. Палец, обретенного в 1641 в Ниж. Новгороде. Празднование в шестое воскресенье по Пасхе (в память первого чуда от Палецкого образа), 13 августа (в память о встречи его в Москве при царе Михаиле Федоровиче; в 17 в. сопровождалось крестными ходами с участием царей).
Иконографический извод Богоматери Страстной восходит к 12 в., окончательно сформировался к 15. Его особенностью является поза младенца: Христос держит обеими руками большой палец правой руки Богоматери и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов.
Галерея: Христианская икона
9 Покров Богоматери. Икона, ГТГ.
Иконографический извод т.н. "суздальского" типа, с изображением мафория, поддерживаемого руками самой Богоматери. Внизу, под ним, изображен стоя на кафедре Роман Сладкопевец, слева от него группа отцов Церкви во главе с Иоанном Предтечей, справа Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Другой особенностью иконографии данного памятника является архитектурный облик церкви на заднем плане, передающий черты построек Влахернского монастыря - базилики и круглого купольного храма.
Галерея: Христианская икона
10 Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.
Список чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской, написанной в 1655 для Воскресенского собора г. Шуи. Представляет собой новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской, отличный от подлинника положением рук и ног Христа. Данный извод восходит к протографу 16 в. и связан с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителя, жалящим в пяту рожденного женою. Именно на Христе исполнилось Едемское обетование: семя змея "жалило его в пяту", Он претерпел страсти и был распят, но, как Царь Славы (Пс. 23:7-10), попрал врата ада, воскрес и тем "поразил в голову искусителя".
Галерея: Христианская икона
11 Богоматерь Петровская (из Успенского собора Московского Кремля)
Список с чудотворной иконы игумена (будущего митрополита) Петра, исполненной им самим на рубеже 13-14 вв. Почитание иконы было напрямую связано с прославлением первого московского святителя. В сказаниях 15-16 вв. икона упоминается как "Животворивая" и второй после Владимирской особо чтимый в Успенском соборе чудотворный Богородичный образ. В 17 в. Петровская была главным чудотворным образом в Малом "крестном хождении", совершаемом в Лазареву субботу, по воскресеньям с Фоминой недели до Преполовения, в праздник Всемилостивого Спаса 1 августа и др. В день Успения митрополита Петра 21 декабря и в дни памятей московских святителей Петровскую икону возлагали на аналой к гробам празднуемых митрополитов. В кон. 19 в. перенесена в Петропавловский придел Успенского собора, на рубеже 19-20 вв. следы иконы теряются.
Иконография чтимой иконы митрополита Петра восстанавливается по спискам. Она представляла пядничный образ с погрудным изображением Богоматери и младенцем Христом. Отличительной особе …
Галерея: Христианская икона
12 Богоматерь Донская. ГТГ (из Успенского собора г. Коломны)
… был основан Донской м-рь, куда был вложен список с чудотворного образа. В похвальных Словах и Сказаниях об иконе отразились как реальные факты ее истории, так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, перед которой икону будто бы поднесли князю Димитрию "донские казаки". При этом сама икона из Коломны почиталась, видимо, еще в 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные списки. Ежегодное празднование 19 августа с крестным ходом в Донской м-рь установлено в 17 в.
Богоматерь Донская принадлежит к иконографическому типу Умиление; представляет один из его вариантов, близкий иконе Богоматери Владимирской. Отличительные особенности Донской - согнутые в коленях обнаженные ножки младенца.
Икона двусторонняя, на обратной стороне - изображение Успения, поскольку икона была выносным запрестольным образом Успенского собора в Коломне. На нижнем поле два углубления для мощей, закрытые воском.
Галерея: Христианская икона
13 Успение Богоматери. Икона (оборотная сторона иконы Богоматери Донской), ГТГ.
Галерея: Христианская икона
14 Богоматерь Грузинская. Икона, ГТГ.
… 1622 куплена людьми ярославского купца Григория Лыткина. Прославилась как чудотворная в Москве во время эпидемии 1654. В память этого был освящен придел во имя иконы Богоматери Грузинской в церкви Троицы в Никитниках и сделан список с увезенного затем и не дошедшего до нас образа. К этому списку, также не сохранившемуся, по-видимому восходит данная икона. Празднование 22 августа, в 1698 составлены канон и тропарь иконы.
Иконография по имеющимся спискам соответствует типу Одигитрии Перивлепты. Богоматерь изображена фронтально, со слегка повернутой и склоненной к младенцу головой. Полы мафория расходятся на груди, открывая хитон. Младенец на левой руке.
Галерея: Христианская икона
15 Икона-мощевик князя Константина (Дмитриевича?). Из Благовещенского собора Московского Кремля
Владелец, очевидно, младший сын Дмитрия Донского князь Константин Дмитриевич. Реликвии: частицы Животворящего Древа, ризы Богоматери, мощи Андрея Первозванного, царя Константина, Григория Великого, Афанасия Великого.
"Чудо Георгия о змие" на нынешней лицевой стороне мощевика представлено в краткой редакции извода, с изображением благословляющей десницы. Этот образ св. Георгия - древнейший среди сохранившихся в великокняжеской сокровищнице. На оглавии - изображение Спаса Нерукотворного.
Галерея: Христианская икона