Икона происходит из праздничного ряда эпистиля алтарной преграды. Сошествие во Ад представлено в достаточно редком иконографическом типе, называемом "гимнологическим" или "догматическим". В этом типе можно видеть сочетание двух тем - Сошествия во Ад и Страшного Суда. Христос показан фронтально, не в мандорле, но на сплошном золотом фоне, с распростертыми руками, показующим Свои раны. Положение Адама и Евы более традиционно, они изображены справа от Спасителя; слева Ему предстоят Давид и Соломон. Происхождение этого типа объясняется влиянием литургической поэзии и текстами служб на Великую Субботу и Пасху. Он также связан со служебными Псалтирями и Пасхальным каноном Дамаскина (Пс. 81,8 "Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы"; вечерня Пасхальной службы). Византия. Вторая пол. 12 в. |