Один из первых страстных циклов в раннехристианском искусстве демонстрирует начальные этапы сложения иконографии этих важнейших событий евангельской истории. Сцена Распятия - древнейшая из известных на сегодняшний день, содержащая интересные детали. Заслуживает внимания нарочитое сопоставление образов распятого Христа и повесившегося Иуды, никогда более не встречающееся в византийском искусстве. Смерть грешника и смерть праведника трактованы по-разному, первая достаточно натуралистично, вторая - символически. Глаза Иуды закрыты, шея вывернута, тело обмякло; под тяжестью тела согнулся древесный ствол, внизу под ним развязанный мешок с рассыпавшимися сребрениками. Крест Распятия имеет расширяющиеся, геометрически стилизованные концы; обнажённое тело Распятого выпрямлено и напряжено, Его глаза широко раскрыты, в лице не чувствуется ни страдания, ни приближения смерти. Крёстная смерть в раннехристианском искусстве всегда оборачивается триумфом Божества, крест - трофеем Его победы. Рим. Около 420 г. |