All-Photo.ru
Результат поиска: 14 уник.стр.
Богоматерь с младенцем между пророком Моисеем и патриархом Евфимием. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)1 Богоматерь с младенцем между пророком Моисеем и патриархом Евфимием. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Редкий пример мемориального портрета (одним из предстоящих изображен Иерусалимский патриарх Евфимий, умерший на Синае в 1224). Иконография объединяет темы прославления умершего праведника и святости Синая, которую вводит образ пророка Моисея. Пророк представлен в особом иконографическом изводе, с узкой клиновидной бородой, который получил распространение в 13 в. В его правой руке скрижали Завета, левой он указывает на Богоматерь. Богоматерь Оранта с Христом младенцем в медальоне на груди следует иконографическому типу Влахернитиссы.

Рождество Христово. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)2 Рождество Христово. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Один из самых подробных иконографических изводов Рождества. Представлены многочисленные события, связанные с ним, в т.ч. известные по апокрифическим источникам. Вверху изображены хоры славославящих ангелов, под ними пещера с Богоматерью на ложе и младенцем в яслях. Ясли уподоблены алтарному престолу, спеленутый младенец прообразует Искупительную жертву. К Нему с небес опускается световой луч. По сторонам изображены: история волхвов в трех эпизодах, Благовестие пастухам, Сон Иосифа, Омовение младенца, дополненное редчайшей для Византии сцено

Воскрешение Лазаря. Центральная часть эпистиля, монастырь св. Екатерины (Синай)3 Воскрешение Лазаря. Центральная часть эпистиля, монастырь св. Екатерины (Синай)
В традиционном иконографическом изводе представлены образы Христа и Лазаря, дополненные фигурами двух апостолов, сестер Лазаря Марфы и Марии, иудеев у гробницы. Наиболее интересна трактовка гробницы, соединяющая черты саркофага и здания-базилики с неестественно высоким входом. Отверзтая гробница трактуется как вход в Царство Небесное, путь к спасению, открытый чудом Воскресения Лазаря. На эпистиле "Воскрешение Лазаря" занимает центральное положение, справа от Деисуса, составляя традиционную пару с "Преображением".

Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.4 Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.
Список чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской, написанной в 1655 для Воскресенского собора г. Шуи. Представляет собой новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской, отличный от подлинника положением рук и ног Христа. Данный извод восходит к протографу 16 в. и связан с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителя, жалящим в пяту рожденного женою. Именно на Христе исполнилось Едемское обетование: семя змея "жалило его в пяту", Он претерпел страсти и был распят, но, как Царь Славы (Пс. 23:7-10), попрал врата ада, воскрес и тем "поразил в голову искусителя".

Богоматерь Любятовская. Икона, ГТГ.5 Богоматерь Любятовская. Икона, ГТГ.
Предание, именующее икону "чудотворной", повествует о заступничестве иконы за Псков в 1570 перед царем Иваном Грозным, а также о поругании ее войсками Батория в 1581. Иконография относится к редкому изводу Умиления, сочетающему с традиционным мотивом ласкания младенца и матери жест правой руки Христа, касающейся подбородка Богоматери. Особенностью извода является также прямая посадка младенца, свиток в левой и обнаженная по локоть правая рука, препоясанная под грудью и по плечам туника, драпирующий только нижнюю часть фигуры гиматий. Препоясание указывает на священство Христа, одновременно знаменуя образ силы и власти; Христос представлен "по чину Мельхиседекову" как Царь и Первосвященник. В жес

Сошествие во Ад. Икона, ГТГ.6 Сошествие во Ад. Икона, ГТГ.
Данный иконографический извод ("большой") отличается значительной полнотой. Особенностью типа может считаться представление Христа изводящим из Ада Адама и простирающего руку к Еве, а также изображение шести ангелов, окружающих Гологофский крест. Получает распространение в палеологовскую эпоху.

Богоматерь Толгская. ГТГ.7 Богоматерь Толгская. ГТГ.
Список 18 в. с чудотворной иконы Богоматери Толгской поясной, по преданию, явившейся в 1314 у впадения реки Толги в Волгу под Ярославлем, где был основан Толгский монастырь. До 17 в. почитание иконы носило местный характер, с сер. столетия становится общерусским. Служба в честь явления иконы составлена в 1699. Празднование 8 августа. Иконография Умиления. Особенность извода - поза младенца, как бы стоящего на коленях Богоматери и прикасающегося левой рукой к Ее груди.

Благовещение. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)8 Благовещение. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Один из самых подробных иконографических изводов темы Благовещения. Из сегмента неба исходит золотой луч с золотым вращающимся диском, в котором показан голубь, олицетворяющий благодать Св. Духа; на месте соприкосновения луча с телом Богоматери изображена фигурка младенца в мандорле, символизирующая Воплощение; пряжа в руке Богоматери интерпретируется как образ плоти Христовой. Сочетание мотивов трона-алтаря, золотой стены и дворца-храма за ним, райского сада над "Вратами спасения" с отдернутой завесой создает образ Небесного Иерусалима; ре

Богоматерь Страстная. ГТГ9 Богоматерь Страстная. ГТГ
Чудотворная икона Богоматери Страстной из московского Страстного монастыря. Является близким повторением также чудотворного образа Богоматери из с. Палец, обретенного в 1641 в Ниж. Новгороде. Празднование в шестое воскресенье по Пасхе (в память первого чуда от Палецкого образа), 13 августа (в память о встречи его в Москве при царе Михаиле Федоровиче; в 17 в. сопровождалось крестными ходами с участием царей). Иконографический извод Богоматери Страстной восходит к 12 в., окончательно сформировался к 15. Его особенностью является поза младенца: Христос держит обеими руками большой палец правой руки Богоматери и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов.

Преображение. Икона, ГТГ.10 Преображение. Икона, ГТГ.
… " и 6-конечной белой звездой. По сторонам от него пророки: Илья (слева) и Моисей (справа), в хитонах и гиматиях. В верхних углах - ангелы, несущие пророков на облаках. В "среднем" регистре группы "восходящих" и "нисходящих" апостолов с Христом. Внизу, в падении представлены апостолы, ослепленные тремя лучами, исходящими от "славы" Христа. Слева - Петр с поднятой левой рукой, по центру - Иоанн, падающий вниз головой, справа - Иаков, упавший на колени и закрывающий лицо руками. Иконографический извод со стремительно падающими апостолами и двойной "славой" Христа появляется в эпоху исихастской религиозности 14 в.

Одигитрия Вознесенского м-ря. ГТГ (из местного ряда Вознесенского собора Вознесенского м-ря в Московском Кремле)11 Одигитрия Вознесенского м-ря. ГТГ (из местного ряда Вознесенского собора Вознесенского м-ря в Московском Кремле)
… исей иконник на той же дъске в той же образ". Сгоревший образ был списком с константинопольской иконы Богоматери Одигитрии и, возможно, одним из двух образов, привезенных на Русь в 14 в. суздальским архиепископом Дионисием. Одигитрия Вознесенского м-ря носилась в большие крестные ходы 23 июля и 26 августа, с участием митрополитов, патриарха и великих князей. День празднования 7 июля (совпал с днем преставления княгиги Евдокии, основательницы Вознесенского м-ря). Особенностью иконографического извода Одигитрии Вознесенского м-ря является изображение свитка в руке младенца, упирающегося в Его колено. Эта деталь характерна для некоторых списков Одигитрии Смоленской (в частности, из Смоленского собора Новодевичьего м-ря в Москве).

Борис и Глеб с житием. Икона, ГТГ.12 Борис и Глеб с житием. Икона, ГТГ.
Свв. князья изображены в рост, слегка обращенными друг к другу. Правой рукой држат мученические кресты, левой - под рукоятью опущенные вниз мечи. Одеяния: княжеские плащи, скрепленные на груди (у Бориса широкий ворот, отделанный драгоценными камнями), далматики с поясами, красные сапоги. На головах княжеские шапки. Иконография ликов традиционна. Иконографический извод (князья слегка повернуты друг к ддругу) представляет собой вариант древнейшего типа изображений свв. страстотерпцев (фронтально, в рост), восходящего к 11 в.(?).

Распятие. Икона, ГТГ.13 Распятие. Икона, ГТГ.
В центре изображен высокий крест с распятым Христом, как бы стоящим на широкой нижней перекладине. Слева от креста глядящая на сына Богоматерь в окружении трех жен, одна из которых обнимает Ее. Справа - Иоанн Богослов и сотник Лонгин. Голгофа изображена в виде трех невысоких уступчатых горок, внизу пещера с "адамовой головой". За крестом стена Иерусалима. Иконографический извод с данным подбором персонажей известен с 10-11 вв. Редко изображаемый сотник Лонгин свидетельствовал о Христе ("... воистине Он был Сын Божий"). Особенностью данной иконографии являются позы и жесты окружающих Богоматерь жен, характерные для искусства 12-13 вв.

Покров Богоматери. Икона, ГТГ.14 Покров Богоматери. Икона, ГТГ.
Иконографический извод т.н. "суздальского" типа, с изображением мафория, поддерживаемого руками самой Богоматери. Внизу, под ним, изображен стоя на кафедре Роман Сладкопевец, слева от него группа отцов Церкви во главе с Иоанном Предтечей, справа Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Другой особенностью иконографии данного памятника является архитектурный облик церкви на заднем плане, передающий черты построек Влахернского монастыря - базилики и круглого купольного храма.