Свинцовые и серебряные "ампулы Монцы" являлись реликвариями, в к-рых паломники хранили землю, камни, иногда воду, взятые со святых мест Палестины. Другое название ампул - евлогии - переводится как "благословение", полученное владельцами через эти реликвии. Изображения на ампулах отражают начальную стадию формирования иконографии евангельских праздников. В верхней части поля изображено Распятие. Его трактовка имеет целый ряд уникальных особенностей, свойственных ранней палестинской иконографии этой сцены. Показаны все три креста, но фигура Христа резко выделена. Спаситель представлен в облике Старца, с крестообразно распростёртыми руками, в длинной, скрывающей нижнюю часть тела одеждой. У Его ног две сидящие фигурки, могущие быть отождествлёнными с воинами, делящими одежды Христовы. Их изображение, однако, указывает на вполне конкретные прототипы на памятниках триумфального круга, именно пленников, в симметричных позах сидящих у подножия трофея Победы. Внизу, сценой Жёны-мироносицы у Гроба передано Воскресение Христа. Согласно евангельскому тексту, изображены Мироносицы и Ангел с вестью о свершившемся чуде; между ними кувуклий над Гробом Господним в иерусалимском храме Воскресения - реальное архитектурное сооружение, существовавшее в 4-7 вв. Византия. 6-7 вв. |