В обрамлении фигур на обеих сторонах навершия использованы архитектурные мотивы, воссоздающие образ церковного интерьера (возможно, св. Софии Константинопольской с её тремя восточными экседрами). По его аркам проходит единая надпись - "Господи, властию Твоей возвеселится царь Лев..." (аллюзии на Пс. 20,2) ; по архитраву - "Борись, благоденствуй и царствуй, господин Лев" (аллюзии на Пс. 44,5). Богоматерь не столько венчает императора, сколько касается пальцами его диадемы, возможно, намекая на Пс. 20,4 ("Ты возлагаешь венец из чистого золота на его главу"), следующий за Пс. 20,2 в обрамляющей надписи. В аккламациях, согласно "Книге церемоний" звучавших во время праздничных выходов императоров, многократно варьируется тема получения ими власти как от Христа, так и от Богоматери: "Да возвеличит вас Господь, увенчавший своей рукой ваши головы!" (на Пятидесятницу); "Ты источник жизни ромеев, Дева, Мать Бога Слова, сражающаяся вместе с василевсами, облеченными в порфиру, которые получают от Тебя венец, поскольку сами полагаются на Тебя как на неодолимый щит" (на Вознесение).
Впервые тема венчания император Богородицей возникает в легенде о бывшем Юстину II видении во сне. Дева Мария коснулась его чела своей рукой, говоря, что венчает его на царство сам Христос. Этот литературный образ-метафора обрел зримую форму в навершии скипетра (?) IX в. из слоновой кости. Архангел Михаил изображён слева от Неё (для зрителя справа). На боковых сторонах вырезаны полуфигуры свв. целителей Космы и Дамиана. Византия, Константинополь. 886-912 гг. |