| | Богоматерь Оранта. Солид Льва VI (886-912 гг.) Изображение Богоматери уже в VI в. приходит в византийскую сфрагистику, но на монету было перенесено только при Льве Мудром. Его исполнение отличается рядом особенностей. Именование Богородицы Марией (MARIA) встречается в постиконоборческую эпоху у Фотия, чуть ранее - в проповедях Феодора Студита, но в целом оно характерно для ранневизантийского периода (мозаика храма Ангелоктисты V в. на Кипре). Выбор же иконографии Оранты, символизирующей идею заступничества Богоматери перед Христом за императора и его державу, был актуализирован в связи с событиями личной жизни Льва. По мнению Ф. Грирсона, эти монеты были отчеканены в 907 г., что позволяет связать их выпуск с событиями, предшествовавшими легитимации его сына Константина . решениями собора о признании четвертого брака императора и примирении его с Церковью.
Первое изображение Богоматери на византийской монете стало первым сугубо иконным образом, стоявшим вне рамок традиционных властных иерархий (в отличие от образов Христа). Беспрецедентность этого нумизматического "проекта" рубежа IX-X вв. сопоставима с первым появлением Христа на монетах Юстиниана Ринотмета, что видно, в частности, по отсутствию у обоих ближайшей преемственности. Вновь изображение Богородицы, не обусловленное тематикой композиции (как, напр., на солидах Никифора II), появится на тетартеронах Романа Аргира спустя более века (1028-1034 гг.). За это время ни почитание Богоматери, ни иконный культ не претерпели никаких серьезных изменений. Но изменилось, вероятно, понимание самой монеты как коммуникативного средства, пришло осознание ее правомочности в качестве носителя самодостаточного священного образа. Византия. Константинополь |