Цикл 12 Праздников (Додекаортон) возник в иконных программах 11-12 вв., преимущественно на эпистилях и в полиптихах. Создавал концентрический образ храмовой декорации, вызывал литургические ассоциации, связанные с представлениями о Евхаристическом таинстве как возобновлении истории спасения. Иконографический извод для каждого события составлен с минимумом деталей и подробностей. В "Рождестве" младенец показан спеленутым как во гробе и лежащим в яслях, уподобленным алтарному престолу. В "Сретении" младенец показан в короткой золотой тунике и с обнаженными ногами, связанными с представлениями об Агнце и Жертве. Об изначальном литургическом замысле полиптиха свидетельствуют изображения четырех святителей между арками, объединяющими его части - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Чудотворца. Византия, 12 в. |