Свинцовые и серебряные "ампулы Монцы" являлись реликвариями, в к-рых паломники хранили землю, камни, иногда воду, взятые со святых мест Палестины. Другое название ампул - евлогии - переводится как "благословение", полученное через эти реликвии. Изображения на ампулах отражают начальную стадию формирования иконографии евангельских праздников. В двух регистрах изображены Распятие и Воскресение Христово, иконография каждой сцены содержит уникальные и одновременно характерные для ранневизантийского периода детали исторического и символико-тематического прочтения события. В Распятии - это замена фигуры Распятого на IMAGO CLIPEATA Христа, увенчивающее крест подобно императорскому портрету на войсковом штандарте. Присутствие Спасителя на кресте мыслится как символическое, а не реальное. У подножия креста условные коленопреклоненные фигуры с молитвенными жестами орантов. По сторонам от него персонификации Солнца и Луны (?), обращающиеся к разбойникам, Благоразумному по правую руку от Христа и Злому по левую. Они и трактованы в соответствии с евангельским текстом: первый смотрит на лик Спасителя, второй отвернулся. Всю композицию фланкируют две крайние фигуры, женская и мужская, в к-рых можно усмотреть образы Богоматери и Иоанна Богослова. В нижнем регистре Жёны-мироносицы у Гроба Господня; сцена сопровождена подписью "Христос воскрес!" Византия. 6-7 вв. |