All-Photo.ru
Результат поиска: 43 уник.стр.
Страницы: <<< | 1 | 2 | 3 | >>>
Богоматерь Толгская. ГТГ.31 Богоматерь Толгская. ГТГ.
Список 18 в. с чудотворной иконы Богоматери Толгской поясной, по преданию, явившейся в 1314 у впадения реки Толги в Волгу под Ярославлем, где был основан Толгский монастырь. До 17 в. почитание иконы носило местный характер, с сер. столетия становится общерусским. Служба в честь явления иконы составлена в 1699. Празднование 8 августа. Иконография Умиления. Особенность извода - поза младенца, как бы стоящего на коленях Богоматери и прикасающегося левой рукой к Ее груди.

Св. Николай. Икона, ГТГ.32 Св. Николай. Икона, ГТГ.
Вариант поясного изображения, с представлением на фоне средника Христа и Богоматери, вручающими святому атрибуты епископского сана - Евангелие и омофор. В левой руке раскрытое Евангелие. Другая иконографическая особенность - раскрытое Евангелие в левой руке с текстом, читаемым на службе святому 9 мая и 6 декабря.

Богоматерь Киккотисса с пророками. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)33 Богоматерь Киккотисса с пророками. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Образ Богоматери Киккотиссы изображен в среднике иконы. Богоматерь восседает на золотом троне; младенец, захватывая левой рукой край Ее плата, правой передает Богоматери свиток - символ Логоса. Тему Искупительной жертвы акцентирует короткая рубашка Христа, открывающая Его руки и ноги. Композиция иконы в целом воплощает пространственную структуру храма с тремя нефами, алтарной апсидой и куполом. Богоматерь представлена как "апсидное" изображение - образ идеальной Церкви. Ветхозаветные пророки на полях иконы изображены рядом с возвещанными им прообразами Бого

Богоматерь Феодоровская. ГТГ.34 Богоматерь Феодоровская. ГТГ.
Чудотворная икона Богоматери Феодоровской была перенесена в 1239 в Кострому св. Феодором Стратилатом; явилась князю Костромскому Василию Георгиевичу. При нашествии татар икона даровала ему победу в битве на Святом озере. С 17 в. почитание образа благодаря связи с династией Романовых стало общероссийским. Празднование иконы 14 марта (День согласия Михаила Федоровича занять престол) и 15, 16 августа на месте явления. Оригинал-протограф хранится в костромской церкви Воскресения на Дебре. Иконография Богоматери Феодоровской близка к Владимирской. Важнейшей особенностью является обнаженная левая ножка Христа.

Успение Богоматери. Икона, ГТГ.35 Успение Богоматери. Икона, ГТГ.
Характерные особенности данного иконографического варианта Успения: "слава" - мандорла Христа, окруженная держащими ее ангелами; сосуды перед одром Богоматери; палаты с "женами иерусалимскими" по сторонам одра, указывающие на место совершения действа - дом Богоматери на Сионской горе в Иерусалиме. Другие детали: отсутствие нимбов у апостолов, нет сцены передачи души Богоматери слетающим ко Христу ангелам.

Рождество Христово. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)36 Рождество Христово. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Один из самых подробных иконографических изводов Рождества. Представлены многочисленные события, связанные с ним, в т.ч. известные по апокрифическим источникам. Вверху изображены хоры славославящих ангелов, под ними пещера с Богоматерью на ложе и младенцем в яслях. Ясли уподоблены алтарному престолу, спеленутый младенец прообразует Искупительную жертву. К Нему с небес опускается световой луч. По сторонам изображены: история волхвов в трех эпизодах, Благовестие пастухам, Сон Иосифа, Омовение младенца, дополненное редчайшей для Византии сценой "Несение купели". В нижних регистрах даны события, связанные с преследованиями Ирода: "Елисавета, прячущаяся в скале с младенцем Иоанном Крестителем", "Бегство в Египет", "Избиение младен

Богоматерь Киккская. ГТГ37 Богоматерь Киккская. ГТГ
Киккская икона Богоматери Елеусы (Богоматерь Киккотисса) считается главной святыней Кипра, где она появилась при Алексее I Комнине (1081-1118). Сказание (ок. 1422) связывало ее с апостолом Лукой и первыми христианскими общинами Египта. По сегодняшний день образ пребывает в монастыре Богоматери Елеусы на горе Киккос (Кипр). Празднование 12 ноября, 26 декабря, 15 января. В России почитается с кон. 16 в. Иконографический тип Богоматери Взыграния, воплощавший тему страстей Христа. Младенец на списке, в отличие от кипрского протографа, распол

38 Богоматерь Федоровская
Название дано по имени св. Феодора Стратилата, перенесшего явленную икону Богоматери в Кострому в 1239. Иконография близка типу Владимирской Богоматери. Отличительной особенностью является обнаженная до колена левая ножка младенца.

39 Богоматерь Казанская
Название иконографического извода произошло от места явления чтимого протографа - в 1579 в Казани. Иконография Богоматери Казанской представляет вариант Одигитрии. Главные особенности - стоящая фигура младенца, погрудное изображение Богоматери, традиционно небольшие размеры иконы.

42 Богоматерь Владимирская
Прославленная на Руси икона Богоматери Владимирской (12 в.)представляет изображение Богоматери в иконографическом типе "Ласкающая", с младенцем на правой руке (Дексиократуса). Не все детали первоначальной иконографии образа могут быть реконструируемы: младенец мог быть изображен либо в рост, либо сидящим с обнаженными ножками. Эта икона, по-видимому, была списком с одного из почитавшихся образов Богоматери в константинопольском Влахернском храме; на Руси, в свою очередь, стала протографом для многочисленных списков 13-20 вв.

43 Успение Богоматери
Иконография складывается на основе апокрифических текстов: "Слова Иоанна Богослова об Успении Богоматери", "Слова Иоанна архиепископа Солунского", сказаний Дионисия Ареопагита и Андрея Критского; канонов на "Успение" Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. Непременно изображаются лежащая на ложе Богоматерь, Христос с Ее душой в вид спеленутого младенца, являющийся за ложем в мандорле Славы, апостолы и ангелы, собравшиеся у ложа.

Страницы: <<< | 1 | 2 | 3 | >>>