All-Photo.ru
Результат поиска: 62 уник.стр.
Страницы: <<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>>
Лествица Иоанна Лествичника. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)16 Лествица Иоанна Лествичника. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Основная изобразительная схема разработана в миниатюрах 11-12 вв. к "Лествице". Лестница, соединившая землю и небо в видении св. Иоанну, осмыслена как ступени духовного восхождения монахов к Богу. Особенностью данной иконографии является изображение чертей, охотящихся за нестойкими душами с луками, крюками и веревками в руках. Сонм ангелов на небесах с покровенными руками служит напоминанием как о небесном характере видения, так и о прообразе монашеской лествицы - ветхозаветной "Лествице Иакова" (Быт. XXVIII, 12).

Одигитрия Вознесенского м-ря. ГТГ (из местного ряда Вознесенского собора Вознесенского м-ря в Московском Кремле)18 Одигитрия Вознесенского м-ря. ГТГ (из местного ряда Вознесенского собора Вознесенского м-ря в Московском Кремле)
Чудотворная икона Вознесенского м-ря была написана на более древней доске, на месте первоначального образа, пострадавшего в пожаре 1482: "... сгоре икона Одигитрие на Москве во церкви каменной святаго Възнесения, чюдная святая Богородицы гречьского писма, в ту меру сделана, якоже в Цареграде чудная, еже исходит во вторник да в среду на море; толико образ той сгоре да кузнь, а доска ся остала; и написа Денисей иконник на той же дъске в той же образ". Сгоревший образ был списком с константинопольской иконы Богома

Св. Николай. Икона, ГТГ.19 Св. Николай. Икона, ГТГ.
Вариант поясного изображения, с представлением на фоне средника Христа и Богоматери, вручающими святому атрибуты епископского сана - Евангелие и омофор. В левой руке раскрытое Евангелие. Другая иконографическая особенность - раскрытое Евангелие в левой руке с текстом, читаемым на службе святому 9 мая и 6 декабря.

Богоматерь Грузинская. Икона, ГТГ.20 Богоматерь Грузинская. Икона, ГТГ.
Икона, названная на Руси Грузинскою, была вывезена персами из Грузии и в 1622 куплена людьми ярославского купца Григория Лыткина. Прославилась как чудотворная в Москве во время эпидемии 1654. В память этого был освящен придел во имя иконы Богоматери Грузинской в церкви Троицы в Никитниках и сделан список с увезенного затем и не дошедшего до нас образа. К этому списку, также не сохранившемуся, по-видимому восходит данная икона. Празднование 22 августа, в 1698 составлены канон и тропарь иконы. Иконогр

Богоматерь Владимирская. ГТГ21 Богоматерь Владимирская. ГТГ
Икона Богоматери Владимирской была создана в Константинополе в нач. 12 в. и вместе с иконой Богоматери "Пирогощей" принесена в Киев. Первое упоминание об иконе датировано 1155 (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи), когда князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир, где поставил в новом Успенском соборе; в 1160-х гг. при княжеском дворе составлено древнейшее Сказание. Начало чудотворения иконы относится еще к киевскому периоду, но прославление и наименование связаны с Владимиром на Клязьме. В 13

Распятие. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)22 Распятие. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Строгий вариант иконографии Распятия с минимальным количеством изображенных - Христом, Богоматерью, Иоанном Богословом. Необычная и редчайшая деталь - абсолютно прозрачная набедренная повязка Христа, символизирующая "ризу нетления", в которую Он был облачен, взяв на время "одеяние смерти".

Покров Богоматери. Икона, ГТГ.23 Покров Богоматери. Икона, ГТГ.
Иконографический извод т.н. "суздальского" типа, с изображением мафория, поддерживаемого руками самой Богоматери. Внизу, под ним, изображен стоя на кафедре Роман Сладкопевец, слева от него группа отцов Церкви во главе с Иоанном Предтечей, справа Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Другой особенностью иконографии данного памятника является архитектурный облик церкви на заднем плане, передающий черты построек Влахернского монастыря - базилики и круглого купольного храма.

Богоматерь Владимирская. Икона. Из Успенского собора Московского Кремля24 Богоматерь Владимирская. Икона. Из Успенского собора Московского Кремля
Один из двух точных списков нач. 15 в. чудотворной иконы Богоматери Владимирской. Предназначался для почитания Владимирской иконы в Успенском соборе Московского Кремля во время отсутствия здесь чудотворного оригинала, находившегося то в Москве, то во Владимире.

Икона-мощевик из ковчега князя Ивана Хворостинина.25 Икона-мощевик из ковчега князя Ивана Хворостинина.
6-конечный крест и панагия с реликвиями из Святой Земли вставлены в икону, которая вкладывается в закрывающийся крышкой ковчег. Ковчег включал ценнейшие реликвии - крест из части Животворящего древа (возможно, именно тот, что использовался при вступлении на престол русских царей начиная с Ивана IV), три камня - от Гроба Господня и от двери Гроба. На иконе по сторонам креста традиционные для византийских ставротек изображения Константина и Елены.

Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.26 Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.
Список чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской, написанной в 1655 для Воскресенского собора г. Шуи. Представляет собой новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской, отличный от подлинника положением рук и ног Христа. Данный извод восходит к протографу 16 в. и связан с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителя, жалящим в пяту рожденного женою. Именно на Христе исполнилось Едемское обетование: семя змея "жалило его в пяту", Он претерпел страсти и был распят, но, как Царь Славы (Пс. 23:7-10), попрал врата ада, воскрес и тем "поразил в голову искусителя".

Страшный Суд. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)28 Страшный Суд. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Композиция включает несколько регистров и состоит из ряда устойчивых иконографических мотивов. В центре верхнего ряда Христос на невидимом престоле, нисходящий с небес для последнего суда. По сторонам от Христа Богоматерь и Иоанн Предтеча, обращенные к Спасителю с молитвой о заступничестве. За ними 12 апостолов, сидящие на престолах, и ангельское воинство. Под Христом Этимасия - Престол уготованный, уподобленный алтарю; на нем Евангелие, крест и орудия страстей. К подножию трона припадают Адам и Ева, моля о спасении. Справа от Христа 6 чинов праведников: апостолы, пророки, мученики, иерархи, аскеты, святые жены. Под ними образ рая, где восседает Богоматерь, под Нею "Лоно Авраамово". К райским вратам праведников подводит апостол Петр. Слева от Христа образы ада: огненные колеса и огненная река (Дан. VII, 9-10), смывающая грешников в адскую пещеру с изображением сатаны, ангел Апокалипсиса, свивающий небо, в 6 клетках показаны типы адских мук. Внизу трубящие ангелы, по звуку которых земля …

Распятие. Икона, ГТГ.29 Распятие. Икона, ГТГ.
В центре изображен высокий крест с распятым Христом, как бы стоящим на широкой нижней перекладине. Слева от креста глядящая на сына Богоматерь в окружении трех жен, одна из которых обнимает Ее. Справа - Иоанн Богослов и сотник Лонгин. Голгофа изображена в виде трех невысоких уступчатых горок, внизу пещера с "адамовой головой". За крестом стена Иерусалима. Иконографический извод с данным подбором персонажей известен с 10-11 вв. Редко изображаемый сотник Лонгин свидетельствовал о Христе ("... воистине Он был Сын Божий"). Особенностью данной иконографии являются позы и жесты окружающих Богоматерь жен, характерные для искусства 12-13 вв.

Богоматерь Донская. ГТГ (из Успенского собора г. Коломны)30 Богоматерь Донская. ГТГ (из Успенского собора г. Коломны)
Первое упоминание - в летописных известиях сер. - втор. пол. 16 в. Ее прославление связано с военными походами Ивана IV против татарских ханств и с воспоминаниями о победе на Дону в 1380. Эпитет "Донская", возможно, был перенесен на икону от названия коломенского Успенского собора, основанного великим князем Димитрием Ивановичем в 1380, накануне Куликовской битвы. Перед этой иконой молился в 1552 Иван Грозный, отправляясь в поход на Казань. После победы над татарами икона была перенесена им из Коломны в Москву и поставлена в кремлевском Благовещенском соборе. В 1591 по молитве царя Федора Ивановича перед иконой Богоматери Донской Москва была спасена от нашествия крымского хана Казы Гирея. В память об этом был основан Донской м-рь, куда был вложен список с чудотворного образа. В похвальных Словах и Сказаниях об иконе отразились как реальные факты ее истории, так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, перед которой икону будто бы поднес

Страницы: <<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>>