Результат поиска: 43 уник.стр.
1 Богоматерь Петровская (из Успенского собора Московского Кремля)
Список с чудотворной иконы игумена (будущего митрополита) Петра, исполненной им самим на рубеже 13-14 вв. Почитание иконы было напрямую связано с прославлением первого московского святителя. В сказаниях 15-16 вв. икона упоминается как "Животворивая" и второй после Владимирской особо чтимый в Успенском соборе чудотворный Богородичный образ. В 17 в. Петровская была главным чудотворным образом в Малом "крестном хождении", совершаемом в Лазареву субботу, по воскресеньям с Фоминой недели до Преполовения, в праздник Всемилостивого Спаса 1 августа и др. В день Успения митрополита Петра 21 декабря и в дни памятей московских святителей Петровскую икону возлагали на аналой к гробам празднуемых митрополитов. В кон. 19 в. перенесена в Петропавловский придел Успенского собора, на рубеже 19-20 вв. следы иконы теряются.
Иконография чтимой иконы митрополита Петра восстанавливается по спискам. Она представляла пядничный образ с погрудным изображением Богоматери и младенцем Христом. Отличительной особе …
Галерея: Христианская икона
2 Богоматерь Донская. ГТГ (из Успенского собора г. Коломны)
… был основан Донской м-рь, куда был вложен список с чудотворного образа. В похвальных Словах и Сказаниях об иконе отразились как реальные факты ее истории, так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, перед которой икону будто бы поднесли князю Димитрию "донские казаки". При этом сама икона из Коломны почиталась, видимо, еще в 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные списки. Ежегодное празднование 19 августа с крестным ходом в Донской м-рь установлено в 17 в.
Богоматерь Донская принадлежит к иконографическому типу Умиление; представляет один из его вариантов, близкий иконе Богоматери Владимирской. Отличительные особенности Донской - согнутые в коленях обнаженные ножки младенца.
Икона двусторонняя, на обратной стороне - изображение Успения, поскольку икона была выносным запрестольным образом Успенского собора в Коломне. На нижнем поле два углубления для мощей, закрытые воском.
Галерея: Христианская икона
3 Успение Богоматери. Икона (оборотная сторона иконы Богоматери Донской), ГТГ.
Галерея: Христианская икона
4 Богоматерь Грузинская. Икона, ГТГ.
… 1622 куплена людьми ярославского купца Григория Лыткина. Прославилась как чудотворная в Москве во время эпидемии 1654. В память этого был освящен придел во имя иконы Богоматери Грузинской в церкви Троицы в Никитниках и сделан список с увезенного затем и не дошедшего до нас образа. К этому списку, также не сохранившемуся, по-видимому восходит данная икона. Празднование 22 августа, в 1698 составлены канон и тропарь иконы.
Иконография по имеющимся спискам соответствует типу Одигитрии Перивлепты. Богоматерь изображена фронтально, со слегка повернутой и склоненной к младенцу головой. Полы мафория расходятся на груди, открывая хитон. Младенец на левой руке.
Галерея: Христианская икона
5 Икона-мощевик князя Константина (Дмитриевича?). Из Благовещенского собора Московского Кремля
Владелец, очевидно, младший сын Дмитрия Донского князь Константин Дмитриевич. Реликвии: частицы Животворящего Древа, ризы Богоматери, мощи Андрея Первозванного, царя Константина, Григория Великого, Афанасия Великого.
"Чудо Георгия о змие" на нынешней лицевой стороне мощевика представлено в краткой редакции извода, с изображением благословляющей десницы. Этот образ св. Георгия - древнейший среди сохранившихся в великокняжеской сокровищнице. На оглавии - изображение Спаса Нерукотворного.
Галерея: Христианская икона
6 Богоматерь Владимирская. Икона. Из Успенского собора Московского Кремля
Один из двух точных списков нач. 15 в. чудотворной иконы Богоматери Владимирской. Предназначался для почитания Владимирской иконы в Успенском соборе Московского Кремля во время отсутствия здесь чудотворного оригинала, находившегося то в Москве, то во Владимире.
Галерея: Христианская икона
7 Полнофигурный трехчастный Деисус со святыми на полях. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).
В центре представлен Христос, стоящий на красном подножии округлой формы. По сторонам - Богоматерь и Иоанн Предтеча в традиционных одеждах, с жестами моления.
Галерея: Христианская икона
8 Богоматерь Любятовская. Икона, ГТГ.
… т правой руки Христа, касающейся подбородка Богоматери. Особенностью извода является также прямая посадка младенца, свиток в левой и обнаженная по локоть правая рука, препоясанная под грудью и по плечам туника, драпирующий только нижнюю часть фигуры гиматий. Препоясание указывает на священство Христа, одновременно знаменуя образ силы и власти; Христос представлен "по чину Мельхиседекову" как Царь и Первосвященник. В жесте правой руки младенца можно усмотреть намек на тему "брачного" союза между Богоматерью-Невестой, олицетворяющей Церковь, и Женихом-Христом.
Галерея: Христианская икона
9 Богоматерь Коневская (Голубицкая). ГТГ
Список с чудотворного образа, привезенного в 14 в. с Афона и вложенного в Рождественский монастырь на о-ве Коневец (Ладога). Празднование было установлено в 16 в., с 19 в. - 10 июля.
Протограф, очевидно, утрачен. Иконография его проблематична. На списках 16 в. изображение Богоматери с белым платом на плечах и младенцем, играющим с птичкой (символика Св. Духа). Иконография восходит к западным источникам, воспринятым на Афоне и переработанным в соответствии с восточнохристианской традицией.
Галерея: Христианская икона
10 Одигитрия Вознесенского м-ря. ГТГ (из местного ряда Вознесенского собора Вознесенского м-ря в Московском Кремле)
Чудотворная икона Вознесенского м-ря была написана на более древней доске, на месте первоначального образа, пострадавшего в пожаре 1482: "... сгоре икона Одигитрие на Москве во церкви каменной святаго Възнесения, чюдная святая Богородицы гречьского писма, в ту меру сделана, якоже в Цареграде чудная, еже исходит во вторник да в среду на море; толико образ той сгоре да кузнь, а доска ся остала; и написа Денисей иконник на той же дъске в той же образ".
Сгоревший образ был списком с константинопольской иконы Богоматери Одигитрии и, возможно, одним из двух образов, привезенных на Русь в 14 в. суздальским архиепископом Дионисием. Одигитрия Вознесенского м-ря носилась в большие крестные ходы 23 июля и 26 августа, с участием митрополитов, патриарха и великих князей. День празднования 7 июля (совпал с днем преставления княгиги Евдокии, основательницы Вознесенского м-ря).
Особенностью иконографического извода Одигитрии Вознесенского м-ря является изображение свитка в руке младенца, упирающегос …
Галерея: Христианская икона
11 Богоматерь с младенцем, избранными святыми и ангелами. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Иконография представляет образ иерархии святости, нисходящей от Св. Троицы на Богоматерь, ангелов и свв. мучеников, которые вместе создают картину Царства Небесного, явленного молящемуся.
Галерея: Христианская икона
12 Богоматерь Яхромская (Яхренская). ГТГ.
Возможная икона-протограф, явленная в 1482, почиталась с 15 в. в Успенском Козьмине монастыре на реке Яхрени (Яхроме). Ее прямой прототип - икона-пядница из Благовещенского собора Московского Кремля втор. пол. 14 в. Данная икона - предположительный список чудотворной иконы Козьмина монастыря.
Богоматерь в типе Умиления, младенец изображен справа. Одной рукой Он трогает мать за подбородок, другая опущена. Ножки младенца скрещены, при этом подошва сильно согнутой в колене ноги развернута к зрителю.
Галерея: Христианская икона
13 Благовещение. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Один из самых подробных иконографических изводов темы Благовещения. Из сегмента неба исходит золотой луч с золотым вращающимся диском, в котором показан голубь, олицетворяющий благодать Св. Духа; на месте соприкосновения луча с телом Богоматери изображена фигурка младенца в мандорле, символизирующая Воплощение; пряжа в руке Богоматери интерпретируется как образ плоти Христовой. Сочетание мотивов трона-алтаря, золотой стены и дворца-храма за ним, райского сада над "Вратами спасения" с отдернутой завесой создает образ Небесного Иерусалима; река в нижней части иконы - образ "чистой реки воды жизни" (Откр. XXII, 1-2; Иез. XLVII, 1-12). Скорбный лик Архангела Гавриила и необычная поза выражают его нерешительность и колебания, что точно соответствует описанию события в византийской гомилетике (Андрея Критского, Иакова Коккиновафского).
Галерея: Христианская икона
14 Страшный Суд. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Композиция включает несколько регистров и состоит из ряда устойчивых иконографических мотивов. В центре верхнего ряда Христос на невидимом престоле, нисходящий с небес для последнего суда. По сторонам от Христа Богоматерь и Иоанн Предтеча, обращенные к Спасителю с молитвой о заступничестве. За ними 12 апостолов, сидящие на престолах, и ангельское воинство. Под Христом Этимасия - Престол уготованный, уподобленный алтарю; на нем Евангелие, крест и орудия страстей. К подножию трона припадают Адам и Ева, моля о спасении. Справа от Христа 6 чинов праведников: апостолы, пророки, мученики, иерархи, аскеты, святые жены. Под ними образ рая, где восседает Богоматерь, под Нею "Лоно Авраамово". К райским вратам праведников
Галерея: Христианская икона
15 Богоматерь Толгская "на троне". ГТГ
Не является повторением чудотворного образа Богоматери Толгской 1314; возможно, могла быть его протографом. Иконография "тронного Умиления", с младенцем, припадающим к матери, прижимающимся к Ней щекой и обнимающим обеими руками.
Галерея: Христианская икона