All-Photo.ru
Результат поиска: 25 уник.стр.
Страницы: <<< | 1 | 2 | >>>
Богоматерь Толгская "на троне". ГТГ1 Богоматерь Толгская "на троне". ГТГ
Не является повторением чудотворного образа Богоматери Толгской 1314; возможно, могла быть его протографом. Иконография "тронного Умиления", с младенцем, припадающим к матери, прижимающимся к Ней щекой и обнимающим обеими руками.

Борис и Глеб. Икона, ГТГ.2 Борис и Глеб. Икона, ГТГ.
Фигуры князей представлены в рост, фронтально. В правых руках держат перед грудью 6-конечные мученические кресты, в левых - под рукоять опущенные вниз мечи. Одеяния: темно-зеленые княжеские плащи, свисающие узким концом с левого плеча, золотые пластинчатые доспехи и рубахи. На головах княжеские шапки. Борис изображен с бородой и недлинными волнистыми волосами; Глеб - без бороды, с длинными волосами. Иконография характерна для ранних (13 в.) изображений свв. князей-страстотерпцев: строго фронтальная постановка фигур, идентичные жесты рук, одинаковость одеяний. Особенность данного памятника - красные овальные подножия, на которых стоят свв.

Благовещение Устюжское. ГТГ3 Благовещение Устюжское. ГТГ
Главная иконографическая особенность - образ воплощенного младенца Христа на груди Богоматери. Он связан с образом Триединого Бога, представленного в верхней части иконы в образе Ветхого Денми, от благословляющей руки которого исходит Божественный луч (св. Дух). Иконография наглядно раскрывает реальность Непорочного зачатия и Воплощения вечно существующего Бога - второго лица Троицы.

Борис и Глеб с житием. Икона, ГТГ.4 Борис и Глеб с житием. Икона, ГТГ.
Свв. князья изображены в рост, слегка обращенными друг к другу. Правой рукой држат мученические кресты, левой - под рукоятью опущенные вниз мечи. Одеяния: княжеские плащи, скрепленные на груди (у Бориса широкий ворот, отделанный драгоценными камнями), далматики с поясами, красные сапоги. На головах княжеские шапки. Иконография ликов традиционна. Иконографический извод (князья слегка повернуты друг к ддругу) представляет собой вариант древнейшего типа изображений свв. страстотерпцев (фронтально, в рост), восходящего к 11 в.(?).

Богоматерь Толгская. ГТГ.5 Богоматерь Толгская. ГТГ.
Список 18 в. с чудотворной иконы Богоматери Толгской поясной, по преданию, явившейся в 1314 у впадения реки Толги в Волгу под Ярославлем, где был основан Толгский монастырь. До 17 в. почитание иконы носило местный характер, с сер. столетия становится общерусским. Служба в честь явления иконы составлена в 1699. Празднование 8 августа. Иконография Умиления. Особенность извода - поза младенца, как бы стоящего на коленях Богоматери и прикасающегося левой рукой к Ее груди.

Распятие. Икона, ГТГ.6 Распятие. Икона, ГТГ.
В центре изображен высокий крест с распятым Христом, как бы стоящим на широкой нижней перекладине. Слева от креста глядящая на сына Богоматерь в окружении трех жен, одна из которых обнимает Ее. Справа - Иоанн Богослов и сотник Лонгин. Голгофа изображена в виде трех невысоких уступчатых горок, внизу пещера с "адамовой головой". За крестом стена Иерусалима. Иконографический извод с данным подбором персонажей известен с 10-11 вв. Редко изображаемый сотник Лонгин свидетельствовал о Христе ("... воистине Он был Сын Божий"). Особенностью данной иконографии являются позы и жесты окружающих Богоматерь жен, характерные для искусства 12-13 вв.

Богоматерь Феодоровская. ГТГ.7 Богоматерь Феодоровская. ГТГ.
Чудотворная икона Богоматери Феодоровской была перенесена в 1239 в Кострому св. Феодором Стратилатом; явилась князю Костромскому Василию Георгиевичу. При нашествии татар икона даровала ему победу в битве на Святом озере. С 17 в. почитание образа благодаря связи с династией Романовых стало общероссийским. Празднование иконы 14 марта (День согласия Михаила Федоровича занять престол) и 15, 16 августа на месте явления. Оригинал-протограф хранится в костромской церкви Воскресения на Дебре. Иконография Богоматери Феодоровской близка к Владимирской. Важнейшей особенностью является обнаженная левая ножка Христа.

Покров Богоматери. Икона, ГТГ.8 Покров Богоматери. Икона, ГТГ.
Иконографический извод т.н. "суздальского" типа, с изображением мафория, поддерживаемого руками самой Богоматери. Внизу, под ним, изображен стоя на кафедре Роман Сладкопевец, слева от него группа отцов Церкви во главе с Иоанном Предтечей, справа Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Другой особенностью иконографии данного памятника является архитектурный облик церкви на заднем плане, передающий черты построек Влахернского монастыря - базилики и круглого купольного храма.

Богоматерь Киккская. ГТГ9 Богоматерь Киккская. ГТГ
Киккская икона Богоматери Елеусы (Богоматерь Киккотисса) считается главной святыней Кипра, где она появилась при Алексее I Комнине (1081-1118). Сказание (ок. 1422) связывало ее с апостолом Лукой и первыми христианскими общинами Египта. По сегодняшний день образ пребывает в монастыре Богоматери Елеусы на горе Киккос (Кипр). Празднование 12 ноября, 26 декабря, 15 января. В России почитается с кон. 16 в. Иконографический тип Богоматери Взыграния, воплощавший тему страстей Христа. Младенец на списке, в отличие от кипрского протографа, расположен слева от Богоматери.

Богоматерь Знамение. ГТГ11 Богоматерь Знамение. ГТГ
Самый ранний сохранившийся список чудотворной новгородской иконы Богоматери Знамение (до 1169, пребывает в Софийском соборе). Согласно Сказанию 14 в., икона прославилась чудесным избавлением Новгорода от войска Владимирского князя Андрея Боголюбского. Праздник в честь этого чуда, по преданию, был установлен в 12 в. 27 ноября (день избавления Новгорода и наказания воюющих против единоверцев). Богоматерь изображена в иконографии Оранты, с медальоном на груди, в котором показан окруженный сиянием Спас Эммануил. Новгородская икона, сотворившая знамение (чудо), дала название данному иконографическому типу.

Богоматерь Коневская (Голубицкая). ГТГ12 Богоматерь Коневская (Голубицкая). ГТГ
Список с чудотворного образа, привезенного в 14 в. с Афона и вложенного в Рождественский монастырь на о-ве Коневец (Ладога). Празднование было установлено в 16 в., с 19 в. - 10 июля. Протограф, очевидно, утрачен. Иконография его проблематична. На списках 16 в. изображение Богоматери с белым платом на плечах и младенцем, играющим с птичкой (символика Св. Духа). Иконография восходит к западным источникам, воспринятым на Афоне и переработанным в соответствии с восточнохристианской традицией.

Св. Варвара. Икона, ГТГ.13 Св. Варвара. Икона, ГТГ.
Изображение поясное, фронтальное. Руки подняты на уровень груди, в правой руке 4-конечный крест, левая обращена ладонью к зрителям. Одеяния: красная мантия, богато изукрашенная, на голове белый плат, окутывающий также шею, с надетой поверх него диадемой. Длинные кудрявые волосы до плеч. Иконография традиционна, на Руси известна с 12 в.

Богоматерь Страстная. ГТГ14 Богоматерь Страстная. ГТГ
Чудотворная икона Богоматери Страстной из московского Страстного монастыря. Является близким повторением также чудотворного образа Богоматери из с. Палец, обретенного в 1641 в Ниж. Новгороде. Празднование в шестое воскресенье по Пасхе (в память первого чуда от Палецкого образа), 13 августа (в память о встречи его в Москве при царе Михаиле Федоровиче; в 17 в. сопровождалось крестными ходами с участием царей). Иконографический извод Богоматери Страстной восходит к 12 в., окончательно сформировался к 15. Его особенностью является поза младенца: Христос держит обеими руками большой палец правой руки Богоматери и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов.

Сошествие во Ад. Икона, ГТГ.15 Сошествие во Ад. Икона, ГТГ.
Данный иконографический извод ("большой") отличается значительной полнотой. Особенностью типа может считаться представление Христа изводящим из Ада Адама и простирающего руку к Еве, а также изображение шести ангелов, окружающих Гологофский крест. Получает распространение в палеологовскую эпоху.

Страницы: <<< | 1 | 2 | >>>