Результат поиска: 25 уник.стр.

Основная изобразительная схема разработана в миниатюрах 11-12 вв. к "Лествице". Лестница, соединившая землю и небо в видении св. Иоанну, осмыслена как ступени духовного восхождения монахов к Богу. Особенностью данной иконографии является изображение чертей, охотящихся за нестойкими душами с луками, крюками и веревками в руках. Сонм ангелов на небесах с покровенными руками служит напоминанием как о небесном характере видения, так и о прообразе монашеской лествицы - ветхозаветной "Лествице Иакова" (Быт. XXVIII, 12).
Галерея: Христианская икона

Свв. князья изображены в рост, слегка обращенными друг к другу. Правой рукой држат мученические кресты, левой - под рукоятью опущенные вниз мечи. Одеяния: княжеские плащи, скрепленные на груди (у Бориса широкий ворот, отделанный драгоценными камнями), далматики с поясами, красные сапоги. На головах княжеские шапки. Иконография ликов традиционна.
Иконографический извод (князья слегка повернуты друг к ддругу) представляет собой вариант древнейшего типа изображений свв. страстотерпцев (фронтально, в рост), восходящего к 11 в.(?).
Галерея: Христианская икона

Редкий пример мемориального портрета (одним из предстоящих изображен Иерусалимский патриарх Евфимий, умерший на Синае в 1224). Иконография объединяет темы прославления умершего праведника и святости Синая, которую вводит образ пророка Моисея.
Пророк представлен в особом иконографическом изводе, с узкой клиновидной бородой, который получил распространение в 13 в. В его правой руке скрижали Завета, левой он указывает на Богоматерь.
Богоматерь Оранта с Христом младенцем в медальоне на груди следует иконографическому типу Влахернитиссы.
Галерея: Христианская икона

В центре изображен высокий крест с распятым Христом, как бы стоящим на широкой нижней перекладине. Слева от креста глядящая на сына Богоматерь в окружении трех жен, одна из которых обнимает Ее. Справа - Иоанн Богослов и сотник Лонгин. Голгофа изображена в виде трех невысоких уступчатых горок, внизу пещера с "адамовой головой". За крестом стена Иерусалима.
Иконографический извод с данным подбором персонажей известен с 10-11 вв. Редко изображаемый сотник Лонгин свидетельствовал о Христе ("... воистине Он был Сын Божий"). Особенностью данной иконографии являются позы и жесты окружающих Богоматерь жен, характерные для искусства 12-13 вв.
Галерея: Христианская икона

Икона, названная на Руси Грузинскою, была вывезена персами из Грузии и в 1622 куплена людьми ярославского купца Григория Лыткина. Прославилась как чудотворная в Москве во время эпидемии 1654. В память этого был освящен придел во имя иконы Богоматери Грузинской в церкви Троицы в Никитниках и сделан список с увезенного затем и не дошедшего до нас образа. К этому списку, также не сохранившемуся, по-видимому восходит данная икона. Празднование 22 августа, в 1698 составлены канон и тропарь иконы.
Иконография по имеющимся спискам соответствует типу Одигитрии Перивлепты. Богоматерь изображена фронтально, со слегка повернутой и склоненной к младенцу головой. Полы мафория расходятся на груди, открывая хитон. Младенец на левой руке.
Галерея: Христианская икона

Иконографический извод т.н. "суздальского" типа, с изображением мафория, поддерживаемого руками самой Богоматери. Внизу, под ним, изображен стоя на кафедре Роман Сладкопевец, слева от него группа отцов Церкви во главе с Иоанном Предтечей, справа Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Другой особенностью иконографии данного памятника является архитектурный облик церкви на заднем плане, передающий черты построек Влахернского монастыря - базилики и круглого купольного храма.
Галерея: Христианская икона

Предание, именующее икону "чудотворной", повествует о заступничестве иконы за Псков в 1570 перед царем Иваном Грозным, а также о поругании ее войсками Батория в 1581.
Иконография относится к редкому изводу Умиления, сочетающему с традиционным мотивом ласкания младенца и матери жест правой руки Христа, касающейся подбородка Богоматери. Особенностью извода является также прямая посадка младенца, свиток в левой и обнаженная по локоть правая рука, препоясанная под грудью и по плечам туника, драпирующий только нижнюю часть фигуры гиматий. Препоясание указывает на священство Христа, одновременно знаменуя образ силы и власти; Христос представлен "по чину Мельхиседекову" как Ца
Галерея: Христианская икона

Чудо архангела Михаила в Хонах праздновалось 6 сентября. Иконография сюжета предполагает изображение архангела, открывающего расселину, куда уходит угрожавшая его святилищу вода, и св. Архиппа, молящего о чуде и спасении храма.
Галерея: Христианская икона

Не является повторением чудотворного образа Богоматери Толгской 1314; возможно, могла быть его протографом. Иконография "тронного Умиления", с младенцем, припадающим к матери, прижимающимся к Ней щекой и обнимающим обеими руками.
Галерея: Христианская икона

В данной иконографии совмещены священный портрет и сюжетная сцена. Для первого характерна фронтальность постановки фигуры, а также отсутствие пейзажного фона. Сюжетным мотивом обусловлено изображение ворона в правом верхнем углу композиции, с круглым хлебом в клюве, напоминающего о чуде кормления Ильи в пустыне. Илья облачен в традиционные милоть и рубашку, руки его воздеты в жесте просительной молитвы.
Галерея: Христианская икона

Главная иконографическая особенность - образ воплощенного младенца Христа на груди Богоматери. Он связан с образом Триединого Бога, представленного в верхней части иконы в образе Ветхого Денми, от благословляющей руки которого исходит Божественный луч (св. Дух). Иконография наглядно раскрывает реальность Непорочного зачатия и Воплощения вечно существующего Бога - второго лица Троицы.
Галерея: Христианская икона

Список с чудотворного образа, привезенного в 14 в. с Афона и вложенного в Рождественский монастырь на о-ве Коневец (Ладога). Празднование было установлено в 16 в., с 19 в. - 10 июля.
Протограф, очевидно, утрачен. Иконография его проблематична. На списках 16 в. изображение Богоматери с белым платом на плечах и младенцем, играющим с птичкой (символика Св. Духа). Иконография восходит к западным источникам, воспринятым на Афоне и переработанным в соответствии с восточнохристианской традицией.
Галерея: Христианская икона

Иконография откровения Моисею, когда на верщине Синая Господь вручил ему две скрижали (Исх. XXIV, 12-18; XXXI, 18). Моисей облачен в традиционные одеяния - голубой хитон и розовый гиматий. Он принимает скрижали покровенными руками стоя обнаженными ногами на священной земле Синая - сюжетный эпизод переосмысляется как священнодействие, что способствует литургизации образа.
Галерея: Христианская икона

Список 18 в. с чудотворной иконы Богоматери Толгской поясной, по преданию, явившейся в 1314 у впадения реки Толги в Волгу под Ярославлем, где был основан Толгский монастырь. До 17 в. почитание иконы носило местный характер, с сер. столетия становится общерусским. Служба в честь явления иконы составлена в 1699. Празднование 8 августа.
Иконография Умиления. Особенность извода - поза младенца, как бы стоящего на коленях Богоматери и прикасающегося левой рукой к Ее груди.
Галерея: Христианская икона

Единственный сохранившийся житийный образ и уникальный источник иконографии житийных сцен. Св. Пантелеймон представлен юношей в одеянии святых целителей - синем хитоне с золотыми нарукавниками, синей рубашке с золотым оплечьем и коричневом плаще, собранном на груди. На левом плече узкая белая лента, подобная диаконскому орарю. В правой руке мученический крест, в левой -коробочка для лекарств, по форме напоминающие чудотворные реликвии.
Галерея: Христианская икона