| | Константин Великий. Солид Стремление Константина выразить личное благочестие, не затрагивая при этом религиозных чувств своих подданных-нехристиан, привело к созданию нового типа римского императорского портрета, который был объяснен его биографом Евсевием Памфилом: "Сколь глубоко укоренилось в душе его сила божественной веры, можно заключить и из того уже, что на золотых монетах он повелел изображать себя со взором, обращенным горе и устремленным к Богу, в виде молящегося. Такие отпечатки расходились по всему Риму, а в самих дворцах некоторых городов над входными дверями находились изображения, представлявшие его стоящим в прямом положении, со взором, устремленным на небо, и с руками молитвенно воздетыми горе" (Евсевий Памфил, Жизнь блаженного василевса Константина).
Портрет Константина "в виде молящегося", не являясь порождением христианской иконографии IV в., был абсолютно органичен в ряду "вдохновенных" образов эллинистических царей и допускал возможность христианской интерпретации, почему и может быть назван ²квазихристианским⌡. Византия. 323-337 гг. |