Среди эмиссий X в. индивидуальным замыслом выделяются милиарисии, приписываемые Василию II и Константину VIII (976-1025). На них отсутствуют имена государей, отчего легенда-ходатайство о помощи к Богоматери приобретает институциональное значение, а Ее изображение, протографам которого была общечтимая святыня Царьграда, усиливает иконоподобие этих явно посвятительных монет (чеканенных в благодарение Богородице за победу над мятежником Вардой Фокой в апреле 988 г.; в этом сражении в руках у императора была икона Богоматери Никопеи, "в которой [он] видел оплот против неудержимого натиска врага"). Легенда на лицевой стороне монеты ("Богородица, помоги василевсам") окружает погрудный образ Богородицы Никопеи. Текст пятистрочной надписи на оборотной стороне ("Матерь Божия, препрославленная, кто на Тебя надеется, не будет безуспешен") почти полностью совпадает со словами, по преданию, начертанными царем Авгарем на Нерукотворном Эдесском образе Христа и включенными в праздничную минею 15 августа на перенесение того в Константинополь: "Христе Боже, кто на Тебя надеется, не будет безуспешен". Они воспроизведены на ряде византийских артефактов - печатях и эрмитажной камее рубежа X-XI вв. с образом Христа Элеймона. Текст уверительного содержания в символическом присутствии образа-гаранта его действенности придавал монете (как печатям и камее) характер амулета-апотропея, исполненного благодатной силой. Константинополь, около 988 г. (?) |