Традиционный образ императора-воина на реверсе солида есть наиболее общее и полное выражение его готовности как идеального предводителя Militia Dei противостоять неназванным, но подразумеваемым диавольским силам. Орудием этих сил в 4 в. были варварские полчища - главные враги империи, общие враги для Pax Christiana и Pax Romana. Поэтому борьбу с ними должно было перевести из сферы исключительно духовного противостояния на поле телесной брани. С III в. с неизбежностью встает проблема участия христианина в войне. Война с варварами, не признающими Христа и одновременно посягающими на мирную жизнь его "стада", безусловно была войной справедливой, и Отцы Церкви IV-V вв. обосновали вооруженную защиту своего отечества как достойное дело. Августин утверждал, что "Нельзя считать, будто всякий, служащий при боевом оружии, неугоден Богу". Он развивает идеи справедливой войны, в которой христианин может и должен участвовать, если он мирянин, а не священнослужитель: "Иные, молясь, сражаются за вас с невидимыми врагами; вы стараетесь для них, сражаясь с видимыми варварами". Амвросий Медиоланский одобрял храбрость "тех, кто защищает на войне родину от варваров, оберегает слабых внутри страны или союзников от разбойников". Монетная иконография призвана была закрепить эти идеологемы в общественном сознании. Воинский штандарт-лабарум с монограммой Христа и фигурка Виктории в руках императора - символы его победы в качестве правителя, ведомого Богом. Таким образом, христианская символика на позднеримских монетах выступает как символика военных доблестей, составная часть императорской иконографии. Сисций. 364-367 гг. |