Другие коллекции: Вся-Москва ПИВО с комментариями Алекс Федечко-Мацкевич Остальные → |
Питание Марии ангелом. Мозаика. М-рь Хора (Кахрие Джами) |
---|
Согласно Протоевангелию Иакова, Марии находилась в Храме "как голубица, и пищу принимала из рук ангела". Сцена Питания Марии ангелом в протоевангельском цикле встречается дважды: в сцене Введения во Храм и как отдельный эпизод. В обоих случаях Иерусалимский Храм трактован в виде алтаря христианской церкви, где и воседает Мария. Византия. Константинополь. 1316-1318 гг. |
Христианская Икона Протоевангельский цикл (13) Источники - апокрифические евангелия Псевдо-Иакова и Псевдо-Матфея. Цель √ ╚постепенное приготовление Божественного Воплощения через рассказ о чудесном рождении Марии, ее чистом пребывании в их доме, Иерусалимском храме и доме Иосифа╩. В росписях жертвенников византийских храмов Протоевангельский цикл разворачивается как параллель проскомидии и предыстория земной жизни Христа (программа наоса). В книжных иллюстрациях повествовательный цикл складывается на основе Протоевангелия Иакова и Гомилий Иакова Коккиновафского (12 в.), со множеством деталей и подробностями. В постиконоборческое время отдельные сцены цикла √ Рождество Богоматери, Введение во храм, Успение √ распространяются в литургических программах церковного наоса, в дополнение к Двунадесятым праздникам. Со 2-й пол. 12 в. появляются Благовещение у колодца, Встреча Марии с Елизаветой. Но в византийских памятниках (5 сцен в мозаиках Дафни и Сан-Марко)цикл менее распространен, чем в Грузии и на Руси (фрески Мирожского монастыря во Пскове, новгородской ц-ви Благовещения на Мячине). Возможен общий первоисточник √ иллюминированное в Константинополе 11 в. Протоевангелие Иакова.
|
|