Другие коллекции: Старые русские города Юрий Гагарин Вся-Москва Остальные → |
Чудо с процветшим жезлом. Вручение Марии Иосифу. Мозаика. Нартекс кафоликона м-ря Хора |
---|
Согласно Протоевангелию Иакова, "последний жезл принял Иосиф. И тут голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу на главу (во славу). И сказал иерей: Иосиф, на тебя упал жребий - принять к себе деву Господню в соблюдение". Однако в иконографии чаще изображается чудо с процветшим жезлом, поскольку в гимнографии образ процветшего жезла издавна ассоциировался с Богоматерью ("Ныне по пророчеству (Ис. 11:1-2: Изыдет жезл от корене Иессева, и цвет от корене его взыдет и почиет на нем Дух Божий) произросла отрасль Давидова, которая, став вечно зеленеющим жезлом Аарона, процвела нам жезл силы Христа", Андрей Критский). Византия. Константинополь. 1314-1316 гг. |
Христианская Икона Протоевангельский цикл (13) Источники - апокрифические евангелия Псевдо-Иакова и Псевдо-Матфея. Цель √ ╚постепенное приготовление Божественного Воплощения через рассказ о чудесном рождении Марии, ее чистом пребывании в их доме, Иерусалимском храме и доме Иосифа╩. В росписях жертвенников византийских храмов Протоевангельский цикл разворачивается как параллель проскомидии и предыстория земной жизни Христа (программа наоса). В книжных иллюстрациях повествовательный цикл складывается на основе Протоевангелия Иакова и Гомилий Иакова Коккиновафского (12 в.), со множеством деталей и подробностями. В постиконоборческое время отдельные сцены цикла √ Рождество Богоматери, Введение во храм, Успение √ распространяются в литургических программах церковного наоса, в дополнение к Двунадесятым праздникам. Со 2-й пол. 12 в. появляются Благовещение у колодца, Встреча Марии с Елизаветой. Но в византийских памятниках (5 сцен в мозаиках Дафни и Сан-Марко)цикл менее распространен, чем в Грузии и на Руси (фрески Мирожского монастыря во Пскове, новгородской ц-ви Благовещения на Мячине). Возможен общий первоисточник √ иллюминированное в Константинополе 11 в. Протоевангелие Иакова.
|
|