Другие коллекции: Старообрядчество в России ВИНО с комментариями Maria Kikot Остальные → |
Благовещение, Воскрешение Лазаря, Преображение. Трехчастная икона (часть тетраптиха с изображением 12 Праздников), монастырь св. Екатерины (Синай) |
---|
Цикл 12 Праздников (Додекаортон) возникает в иконных программах 11-12 вв., преимущественно на эпистилях и в полиптихах. Создавал концентрированный образ всей храмовой декорации, вызывал литургические ассоциации, связанные с представлениями о Евхаристическом таинстве как возобновлении истории спасения. Византия, 12 в. |
Христианская Икона > Евангельский цикл Преображение (5) Иконография сложилась на основе сюжета Евангелия от Матфея (17, 1-9), от Марка (9, 1-9), от Луки (9, 27-36). Согласно их тексту, Христос с учениками Петром, Иаковом и Иоанном поднялся на гору Фавор и преобразился у них на глазах: лик Его прояиял как солнце, а одежды сделались белыми как свет. Тогда же явились пророки Моисей и Илья и беседовали с Христом. Потом с небес раздался глас: "Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте". Ученики в страхе пали, закрыв лица, но Христос коснулся их, повелев встать и ничего не бояться. Византийская иконография Преображения раскрывает понимание чуда на горе Фавор как Богоявления Отца, Сына и Св. Духа, следуя экзегетической традиции от Иоанна Дамаскина до Паламы: "Ученики кажется указуют на три ипостаси трисвятой сущности, а два пророка на две природы одновременно: Моисей на смертную, а Илия на вечноживую. Ты их сохраняешь без разделения и смешения, явив на Фаворе необычайный свет" (Христофор Митиленский, 11 в.).
|
|