All-Photo.ru
Результат поиска: 43 уник.стр.
Страницы: <<< | 1 | 2 | 3 | >>>
Богоматерь Киккская. ГТГ16 Богоматерь Киккская. ГТГ
Киккская икона Богоматери Елеусы (Богоматерь Киккотисса) считается главной святыней Кипра, где она появилась при Алексее I Комнине (1081-1118). Сказание (ок. 1422) связывало ее с апостолом Лукой и первыми христианскими общинами Египта. По сегодняшний день образ пребывает в монастыре Богоматери Елеусы на горе Киккос (Кипр). Празднование 12 ноября, 26 декабря, 15 января. В России почитается с кон. 16 в. Иконографический тип Богоматери Взыграния, воплощавший тему страстей Христа. Младенец на списке, в отличие от кипрского протографа, распол

Благовещение. Икона, Музеи Московского Кремля.17 Благовещение. Икона, Музеи Московского Кремля.
Иконография носит характерные черты палеологовского времени: царственное одеяние архангела, высокое положение трона Богоматери, мотив благословения архангелом лона Богоматери, а также "перешагивание" им через полукруглую зубчатую ограду.

Крещение, Сошествие св. Духа, Успение Богоматери. Трехчастная икона (часть тетраптиха), монастырь св. Екатерины (Синай)18 Крещение, Сошествие св. Духа, Успение Богоматери. Трехчастная икона (часть тетраптиха), монастырь св. Екатерины (Синай)
Цикл 12 Праздников (Додекаортон) возникает в иконных программах 11-12 вв., преимущественно на эпистилях и в полиптихах. Создавали концентрированный образ всей храмовой декорации, вызывали литургические ассоциации, поскольку евхаристическое таинство есть возобновление истории спасения.

Богоматерь Знамение. ГТГ20 Богоматерь Знамение. ГТГ
Самый ранний сохранившийся список чудотворной новгородской иконы Богоматери Знамение (до 1169, пребывает в Софийском соборе). Согласно Сказанию 14 в., икона прославилась чудесным избавлением Новгорода от войска Владимирского князя Андрея Боголюбского. Праздник в честь этого чуда, по преданию, был установлен в 12 в. 27 ноября (день избавления Новгорода и наказания воюющих против единоверцев). Богоматерь изображена в иконографии Оранты, с медальоном на груди, в котором показан окруженный сиянием Спас Эммануил. Новгородская икона, сотворившая знамение (чудо), дала название данному иконографическому типу.

Распятие. Икона, ГТГ.21 Распятие. Икона, ГТГ.
В центре изображен высокий крест с распятым Христом, как бы стоящим на широкой нижней перекладине. Слева от креста глядящая на сына Богоматерь в окружении трех жен, одна из которых обнимает Ее. Справа - Иоанн Богослов и сотник Лонгин. Голгофа изображена в виде трех невысоких уступчатых горок, внизу пещера с "адамовой головой". За крестом стена Иерусалима. Иконографический извод с данным подбором персонажей известен с 10-11 вв. Редко изображаемый сотник Лонгин свидетельствовал о Христе ("... воистине Он был Сын Божий"). Особенностью данной иконографии являются позы и жесты окружающих Богоматерь жен, характерные для искусства 12-13 вв.

Сцены Богородичного цикла. Створки триптиха, монастырь св. Екатерины (Синай)22 Сцены Богородичного цикла. Створки триптиха, монастырь св. Екатерины (Синай)
12 сцен Богородичного цикла: Отвержение даров; Иоаким и Анна, возвращающиеся из храма; Молитва Иоакима в пустыне; Молитва Анны в саду; Встреча Иоакима и Анны у городских ворот; Рождество Богоматери; Ласкание Марии; Введение во храм; Благовещение у колодца; Мария и Иосиф перед первосвященником; Благовещение.

Церковь Владимирской Богоматери и колокольня церкви Ионна Златоуста23 Церковь Владимирской Богоматери и колокольня церкви Ионна Златоуста
Комплекс храма Ионна Златоуста в Коровниках. Ярославль.

Богоматерь Страстная. ГТГ24 Богоматерь Страстная. ГТГ
Чудотворная икона Богоматери Страстной из московского Страстного монастыря. Является близким повторением также чудотворного образа Богоматери из с. Палец, обретенного в 1641 в Ниж. Новгороде. Празднование в шестое воскресенье по Пасхе (в память первого чуда от Палецкого образа), 13 августа (в память о встречи его в Москве при царе Михаиле Федоровиче; в 17 в. сопровождалось крестными ходами с участием царей). Иконографический извод Богоматери Страстной восходит к 12 в., окончательно сформировался к 15. Его особенностью является поза младенца: Христос держит обеими руками большой палец правой руки Богоматери и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов.

Покров Богоматери. Икона, ГТГ.25 Покров Богоматери. Икона, ГТГ.
Иконографический извод т.н. "суздальского" типа, с изображением мафория, поддерживаемого руками самой Богоматери. Внизу, под ним, изображен стоя на кафедре Роман Сладкопевец, слева от него группа отцов Церкви во главе с Иоанном Предтечей, справа Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Другой особенностью иконографии данного памятника является архитектурный облик церкви на заднем плане, передающий черты построек Влахернского монастыря - базилики и круглого купольного храма.

Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.26 Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.
Список чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской, написанной в 1655 для Воскресенского собора г. Шуи. Представляет собой новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской, отличный от подлинника положением рук и ног Христа. Данный извод восходит к протографу 16 в. и связан с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителя, жалящим в пяту рожденного женою. Именно на Христе исполнилось Едемское обетование: семя змея "жалило его в пяту", Он претерпел страсти и был распят, но, как Царь Славы (Пс. 23:7-10), попрал врата ада, воскрес и тем "поразил в голову искусителя".

Богоматерь Петровская (из Успенского собора Московского Кремля)27 Богоматерь Петровская (из Успенского собора Московского Кремля)
Список с чудотворной иконы игумена (будущего митрополита) Петра, исполненной им самим на рубеже 13-14 вв. Почитание иконы было напрямую связано с прославлением первого московского святителя. В сказаниях 15-16 вв. икона упоминается как "Животворивая" и второй после Владимирской особо чтимый в Успенском соборе чудотворный Богородичный образ. В 17 в. Петровская была главным чудотворным образом в Малом "крестном хождении", совершаемом в Лазареву субботу, по воскресеньям с Фоминой недели до Преполовения, в праздник Всемилостивого Спаса 1 августа и др. В день Успения митрополита Петра 21 декабря и в дни памятей московских святителей Петровскую икону возлагали на аналой к гробам празднуемых митрополитов. В кон. 19 в. перенесена в Петропавловский придел Успенского собора, на рубеже 19-20 вв. следы иконы теряются. Иконография чтимой иконы митрополита Петра восстанавливается по спискам. Она представляла пядничный образ с погрудным изображением Богоматери и младенцем Христом. Отличительной особе …

Богоматерь Донская. ГТГ (из Успенского собора г. Коломны)28 Богоматерь Донская. ГТГ (из Успенского собора г. Коломны)
… был основан Донской м-рь, куда был вложен список с чудотворного образа. В похвальных Словах и Сказаниях об иконе отразились как реальные факты ее истории, так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, перед которой икону будто бы поднесли князю Димитрию "донские казаки". При этом сама икона из Коломны почиталась, видимо, еще в 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные списки. Ежегодное празднование 19 августа с крестным ходом в Донской м-рь установлено в 17 в. Богоматерь Донская принадлежит к иконографическому типу Умиление; представляет один из его вариантов, близкий иконе Богоматери Владимирской. Отличительные особенности Донской - согнутые в коленях обнаженные ножки младенца. Икона двусторонняя, на обратной стороне - изображение Успения, поскольку икона была выносным запрестольным образом Успенского собора в Коломне. На нижнем поле два углубления для мощей, закрытые воском.

Богоматерь Грузинская. Икона, ГТГ.30 Богоматерь Грузинская. Икона, ГТГ.
… 1622 куплена людьми ярославского купца Григория Лыткина. Прославилась как чудотворная в Москве во время эпидемии 1654. В память этого был освящен придел во имя иконы Богоматери Грузинской в церкви Троицы в Никитниках и сделан список с увезенного затем и не дошедшего до нас образа. К этому списку, также не сохранившемуся, по-видимому восходит данная икона. Празднование 22 августа, в 1698 составлены канон и тропарь иконы. Иконография по имеющимся спискам соответствует типу Одигитрии Перивлепты. Богоматерь изображена фронтально, со слегка повернутой и склоненной к младенцу головой. Полы мафория расходятся на груди, открывая хитон. Младенец на левой руке.

Страницы: <<< | 1 | 2 | 3 | >>>