Результат поиска: 62 уник.стр.
16 Богоматерь Донская. ГТГ (из Успенского собора г. Коломны)
Первое упоминание - в летописных известиях сер. - втор. пол. 16 в. Ее прославление связано с военными походами Ивана IV против татарских ханств и с воспоминаниями о победе на Дону в 1380. Эпитет "Донская", возможно, был перенесен на икону от названия коломенского Успенского собора, основанного великим князем Димитрием Ивановичем в 1380, накануне Куликовской битвы. Перед этой иконой молился в 1552 Иван Грозный, отправляясь в поход на Казань. После победы над татарами икона была перенесена им из Коломны в Москву и поставлена в кремлевском Благовещенском соборе. В 1591 по молитве царя Федора Ивановича перед иконой Богоматери Донской Москва была спасена от нашествия крымского хана Казы Гирея. В память об этом был основан Донской м-рь, куда был вложен список с чудотворного образа. В похвальных Словах и Сказаниях об иконе отразились как реальные факты ее истории, так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, перед которой икону будто бы поднес
Галерея: Христианская икона
[Похожие страницы: 2]
17 Благовещение. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Один из самых подробных иконографических изводов темы Благовещения. Из сегмента неба исходит золотой луч с золотым вращающимся диском, в котором показан голубь, олицетворяющий благодать Св. Духа; на месте соприкосновения луча с телом Богоматери изображена фигурка младенца в мандорле, символизирующая Воплощение; пряжа в руке Богоматери интерпретируется как образ плоти Христовой. Сочетание мотивов трона-алтаря, золотой стены и дворца-храма за ним, райского сада над "Вратами спасения" с отдернутой завесой создает образ Небесного Иерусалима; река в нижней части иконы - образ "чистой реки воды жизни" (Откр. XXII, 1-2; Иез. XLVII, 1-12). Скорбный лик Архангела Гавриила и необычная поза выражают его нерешительность и колебания, что точно соответствует описанию события в византийской гомилетике (Андрея Критского, Иакова Коккиновафского).
Галерея: Христианская икона
18 Христос Пантократор. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Изначально входил в состав большого Деисусного чина. Образ Пантократора в целом традиционен. Самой необычной деталью иконы является пурпурное евангелие (раскрыто на выполненном золотом тексте Ин. VIII, 12 "Я свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни"). Сочетание пурпура с золотом представляет не только символические цвета Христа, но и археологическую подробность (пурпурные евангелия с золотым текстом широко известны в ранневизантийскую эпоху).
Галерея: Христианская икона
19 "Владимирская Богоматерь"
Икона начала XV века. Написана, возможно, Андреем Рублевым
Находится в Художественном музее г.Владимира
Галерея: Старорусские Города
20 Богоматерь с младенцем, избранными святыми и ангелами. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Иконография представляет образ иерархии святости, нисходящей от Св. Троицы на Богоматерь, ангелов и свв. мучеников, которые вместе создают картину Царства Небесного, явленного молящемуся.
Галерея: Христианская икона
21 Борис и Глеб с житием. Икона, ГТГ.
Свв. князья изображены в рост, слегка обращенными друг к другу. Правой рукой држат мученические кресты, левой - под рукоятью опущенные вниз мечи. Одеяния: княжеские плащи, скрепленные на груди (у Бориса широкий ворот, отделанный драгоценными камнями), далматики с поясами, красные сапоги. На головах княжеские шапки. Иконография ликов традиционна.
Иконографический извод (князья слегка повернуты друг к ддругу) представляет собой вариант древнейшего типа изображений свв. страстотерпцев (фронтально, в рост), восходящего к 11 в.(?).
Галерея: Христианская икона
22 Богоматерь Страстная. ГТГ
Чудотворная икона Богоматери Страстной из московского Страстного монастыря. Является близким повторением также чудотворного образа Богоматери из с. Палец, обретенного в 1641 в Ниж. Новгороде. Празднование в шестое воскресенье по Пасхе (в память первого чуда от Палецкого образа), 13 августа (в память о встречи его в Москве при царе Михаиле Федоровиче; в 17 в. сопровождалось крестными ходами с участием царей).
Иконографический извод Богоматери Страстной восходит к 12 в., окончательно сформировался к 15. Его особе
Галерея: Христианская икона
23 Св. Пантелеймон с житием. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).
Единственный сохранившийся житийный образ и уникальный источник иконографии житийных сцен. Св. Пантелеймон представлен юношей в одеянии святых целителей - синем хитоне с золотыми нарукавниками, синей рубашке с золотым оплечьем и коричневом плаще, собранном на груди. На левом плече узкая белая лента, подобная диаконскому орарю. В правой руке мученический крест, в левой -коробочка для лекарств, по форме напоминающие чудотворные реликвии.
Галерея: Христианская икона
24 Святые отцы Синая. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Особой иконографической традиции портретов синайских отцов не существовало. Монахи-мученики представлены в четыре ряда, некоторые в специфических восточных головных уборах; надписи отсутствуют. Верхний ряд составляют символические композиции: Деисус с Христом на троне (в круглом ореоле со звездами), апостолами Петром и Павлом, преподобными Иоанном Лествичником и Павлом Латрским.
Галерея: Христианская икона
26 Христос Пантократор. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Необычная деталь ранней иконографии - фон с архитектурной нишей и золотыми звездами, создающий образ алтарного пространства, в котором пребывает Христос. Спаситель представлен в красивом и величественном облике, с недлинной окладистой бородой и ниспадающими на плечи волосами, с 6 в. становящимся каноническим для Пантократора.
Галерея: Христианская икона
27 Борис и Глеб. Икона, ГТГ.
Фигуры князей представлены в рост, фронтально. В правых руках держат перед грудью 6-конечные мученические кресты, в левых - под рукоять опущенные вниз мечи. Одеяния: темно-зеленые княжеские плащи, свисающие узким концом с левого плеча, золотые пластинчатые доспехи и рубахи. На головах княжеские шапки. Борис изображен с бородой и недлинными волнистыми волосами; Глеб - без бороды, с длинными волосами.
Иконография характерна для ранних (13 в.) изображений свв. князей-страстотерпцев: строго фронтальная постановка фигур, идентичные жесты рук, одинаковость одеяний. Особенность данного памятника - красные овальные подножия, на которых стоят свв.
Галерея: Христианская икона
28 Богоматерь Знамение. ГТГ
Самый ранний сохранившийся список чудотворной новгородской иконы Богоматери Знамение (до 1169, пребывает в Софийском соборе). Согласно Сказанию 14 в., икона прославилась чудесным избавлением Новгорода от войска Владимирского князя Андрея Боголюбского. Праздник в честь этого чуда, по преданию, был установлен в 12 в. 27 ноября (день избавления Новгорода и наказания воюющих против единоверцев).
Богоматерь изображена в иконографии Оранты, с медальоном на груди, в котором показан окруженный сиянием Спас Эммануил. Новгородская икона, сотворившая знамение (чудо), дала название данному иконографическому типу.
Галерея: Христианская икона
29 Сошествие во Ад. Икона, ГТГ.
Данный иконографический извод ("большой") отличается значительной полнотой. Особенностью типа может считаться представление Христа изводящим из Ада Адама и простирающего руку к Еве, а также изображение шести ангелов, окружающих Гологофский крест. Получает распространение в палеологовскую эпоху.
Галерея: Христианская икона
30 Крещение, Сошествие св. Духа, Успение Богоматери. Трехчастная икона (часть тетраптиха), монастырь св. Екатерины (Синай)
Цикл 12 Праздников (Додекаортон) возникает в иконных программах 11-12 вв., преимущественно на эпистилях и в полиптихах. Создавали концентрированный образ всей храмовой декорации, вызывали литургические ассоциации, поскольку евхаристическое таинство есть возобновление истории спасения.
Галерея: Христианская икона