All-Photo.ru
Результат поиска: 10 уник.стр.
Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.1 Богоматерь Шуйская Смоленская. Икона, ГТГ.
… тери Шуйской Смоленской, написанной в 1655 для Воскресенского собора г. Шуи. Представляет собой новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской, отличный от подлинника положением рук и ног Христа. Данный извод восходит к протографу 16 в. и связан с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителя, жалящим в пяту рожденного женою. Именно на Христе исполнилось Едемское обетование: семя змея "жалило его в пяту", Он претерпел страсти и был распят, но, как Царь Славы (Пс. 23:7-10), попрал врата ада, воскрес и тем "поразил в голову искусителя".

Икона-мощевик князя Константина (Дмитриевича?). Из Благовещенского собора Московского Кремля2 Икона-мощевик князя Константина (Дмитриевича?). Из Благовещенского собора Московского Кремля
Владелец, очевидно, младший сын Дмитрия Донского князь Константин Дмитриевич. Реликвии: частицы Животворящего Древа, ризы Богоматери, мощи Андрея Первозванного, царя Константина, Григория Великого, Афанасия Великого. "Чудо Георгия о змие" на нынешней лицевой стороне мощевика представлено в краткой редакции извода, с изображением благословляющей десницы. Этот образ св. Георгия - древнейший среди сохранившихся в великокняжеской сокровищнице. На оглавии - изображение Спаса Нерукотворного.

Представление "Юдифи" на сцене Преображенского театра3 Представление "Юдифи" на сцене Преображенского театра
24 ноября 1674 года в присутствии царя Алексея Михайловича. С гравюры. Иллюстрации из книги: Синицын П.В. Преображенское М., 1895г.

Богоматерь Донская. ГТГ (из Успенского собора г. Коломны)5 Богоматерь Донская. ГТГ (из Успенского собора г. Коломны)
Первое упоминание - в летописных известиях сер. - втор. пол. 16 в. Ее прославление связано с военными походами Ивана IV против татарских ханств и с воспоминаниями о победе на Дону в 1380. Эпитет "Донская", возможно, был перенесен на икону от названия коломенского Успенского собора, основанного великим князем Димитрием Ивановичем в 1380, накануне Куликовской битвы. Перед этой иконой молился в 1552 Иван Грозный, отправляясь в поход на Казань. После победы над татарами икона была перенесена им из Коломны в Москву и поставлена в кремлевском Благовещенском соборе. В 1591 по молитве царя Федора Ивановича перед иконой Богоматери Донской Москва была спасена от нашествия крымского хана Казы Гирея. В память об этом был основан Донской м-рь, куда был вложен список с чудотворного образа. В похвальных Словах и Сказаниях об иконе отразились как реальные факты ее истории, так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, перед которой икону будто бы поднесли князю Димитрию "донск …

Ф.Шаляпин в роли Годунова6 Ф.Шаляпин в роли Годунова
Ф.И.Шаляпин в роли царя Бориса (опера М.П.Мусоргского "Борис Годунов"), 1916 г. Москва, фото К.А.Фишера

Крест-мощевик царя Михаила Федоровича7 Крест-мощевик царя Михаила Федоровича
Мощи Иоанна Предтечи, древо Животворящего креста, мощи свв. Прова, Иакова Перса, Архидиакона Стефана, Артемия, Стефана Нового, Павла Исповденика, Евстратия, Иоанна Нового

Богоматерь Страстная. ГТГ9 Богоматерь Страстная. ГТГ
Чудотворная икона Богоматери Страстной из московского Страстного монастыря. Является близким повторением также чудотворного образа Богоматери из с. Палец, обретенного в 1641 в Ниж. Новгороде. Празднование в шестое воскресенье по Пасхе (в память первого чуда от Палецкого образа), 13 августа (в память о встречи его в Москве при царе Михаиле Федоровиче; в 17 в. сопровождалось крестными ходами с участием царей). Иконографический извод Богоматери Страстной восходит к 12 в., окончательно сформировался к 15. Его особенностью является поза младенца: Христос держит обеими руками большой палец правой руки Богоматери и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов.

Богоматерь Любятовская. Икона, ГТГ.10 Богоматерь Любятовская. Икона, ГТГ.
… ия относится к редкому изводу Умиления, сочетающему с традиционным мотивом ласкания младенца и матери жест правой руки Христа, касающейся подбородка Богоматери. Особенностью извода является также прямая посадка младенца, свиток в левой и обнаженная по локоть правая рука, препоясанная под грудью и по плечам туника, драпирующий только нижнюю часть фигуры гиматий. Препоясание указывает на священство Христа, одновременно знаменуя образ силы и власти; Христос представлен "по чину Мельхиседекову" как Царь и Первосвященник. В жесте правой руки младенца можно усмотреть намек на тему "брачного" союза между Богоматерью-Невестой, олицетворяющей Церковь, и Женихом-Христом.