All-Photo.ru
Результат поиска: 5 уник.стр.
Христос Пантократор. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)1 Христос Пантократор. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
Изначально входил в состав большого Деисусного чина. Образ Пантократора в целом традиционен. Самой необычной деталью иконы является пурпурное евангелие (раскрыто на выполненном золотом тексте Ин. VIII, 12 "Я свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни"). Сочетание пурпура с золотом представляет не только символические цвета Христа, но и археологическую подробность (пурпурные евангелия с золотым текстом широко известны в ранневизантийскую эпоху).

Архангел Михаил. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай).2 Архангел Михаил. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай).
Архангел Михаил изображен погрудно, фронтально, чуть склонившимся вправо - в сторону Христа, чья икона в центре Деисусного чина фланкировалась двумя архангельскими образами. Архангелы выступают в качестве небесной стражи Спасителя, главный атрибут Архангела Михаила - тонкий длинный жезл с трехлепестковым завершением (символ власти). На голове диадема с тонкими развевающимися лентами (символ чистоты).

Страшный Суд. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)3 Страшный Суд. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)
… состоит из ряда устойчивых иконографических мотивов. В центре верхнего ряда Христос на невидимом престоле, нисходящий с небес для последнего суда. По сторонам от Христа Богоматерь и Иоанн Предтеча, обращенные к Спасителю с молитвой о заступничестве. За ними 12 апостолов, сидящие на престолах, и ангельское воинство. Под Христом Этимасия - Престол уготованный, уподобленный алтарю; на нем Евангелие, крест и орудия страстей. К подножию трона припадают Адам и Ева, моля о спасении. Справа от Христа 6 чинов праведников: апостолы, пророки, мученики, иерархи, аскеты, святые жены. Под ними образ рая, где восседает Богоматерь, под Нею "Лоно Авраамово". К райским вратам праведников подводит апостол Петр. Слева от Христа образы ада: огненные колеса и огненная река (Дан. VII, 9-10), смывающая грешников в адскую пещеру с изображением сатаны, ангел Апокалипсиса, свивающий небо, в 6 клетках показаны типы адских мук. Внизу трубящие ангелы, по звуку которых земля и море отдают мертвецов.

4 Протоевангельский цикл
… деталей и подробностями. В постиконоборческое время отдельные сцены цикла √ Рождество Богоматери, Введение во храм, Успение √ распространяются в литургических программах церковного наоса, в дополнение к Двунадесятым праздникам. Со 2-й пол. 12 в. появляются Благовещение у колодца, Встреча Марии с Елизаветой. Но в византийских памятниках (5 сцен в мозаиках Дафни и Сан-Марко)цикл менее распространен, чем в Грузии и на Руси (фрески Мирожского монастыря во Пскове, новгородской ц-ви Благовещения на Мячине). Возможен общий первоисточник √ иллюминированное в Константинополе 11 в. Протоевангелие Иакова.