Российская Портретная Галерея
Ч
Фамилия:    Галерея:        
<<<Предыдущая | Следующая>>>
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Чёрный Саша (наст. имя  Гликберг Александр Михайлович, 1880-1832)
Чёрный Саша (наст. имя Гликберг Александр Михайлович, 1880-1832)
- поэт, прозаик

 ] → Ч → Чёрный Саша
  • Электронная еврейская энциклопедия

    ЧЁРНЫЙ Саша (псевдоним; настоящее имя Гликберг Александр Михайлович; 1880, Одесса, √ 1932, деревня Лаванду, Франция), русский поэт, переводчик. Родился в семье провизора. В 1889 г. был крещен отцом для поступления в гимназию, куда в предыдущем году не был принят из-за процентной нормы. От гнетущей обстановки в семье в 15 лет бежал в Петербург вслед за старшим братом. Учился в гимназии, но был отчислен за неуспеваемость. После многих злоключений попал в Житомир, жил у опекавшего его председателя губернского Совета по делам крестьянского присутствия К. Роше и учился в житомирской гимназии, откуда был исключен из шестого класса ╚без права поступления╩. В 1900√1902 гг. он проходил военную службу как вольноопределяющийся. В 1902√1905 гг. служил в Новоселицкой таможне (на границе с Австро-Венгрией).


    Начал печататься в 1904 г. и был постоянным сотрудником газеты ╚Волынский вестник╩ (Житомир). В 1905 г. переехал в Петербург и устроился чиновником Службы сборов Петербургско-Варшавской железной дороги. С 1905 г. Чёрный публиковался в известных столичных прогрессивных сатирических журналах ╚Зритель╩, ╚Молот╩, ╚Маски╩, ╚Леший╩, ╚Журнал╩ и др. Резкая политическая сатира ╚Чепуха╩ (журнал ╚Зритель╩, ╧23, 1905; впервые подписана псевдонимом Чёрный) принесла ему известность, но повлекла за собой запрещение журнала. Первый сборник стихов ╚Разные мотивы╩ (СПб., 1906; подписан А. М. Гликберг) был запрещен цензурой, а автор привлечен к суду. В 1906√1907 гг. Чёрный с женой М. И. Васильевой находился в Германии, где прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. В 1908√11 гг. ≈ один из ведущих авторов еженедельника ╚Сатирикон╩ (СПб.), ставшего самым известным сатирическим изданием дореволюционной России. Его виртуозно меткие, беспощадные сатиры приобрели поистине всероссийскую популярность. По свидетельству К. Чуковского, ╚получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихотворения Саши Черного. Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые бы не знали их наизусть╩. В 1910 г. Чёрный объединил стихи, напечатанные в ╚Сатириконе╩, в сборник ╚Сатиры╩ (5-е изд. ≈ П., 1917), посвященный ╚всем нищим духом╩. Чёрный создал оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, под прикрытием которой безжалостно бичевал проявления мещанства в различных сферах жизни. В сборнике ╚Сатиры и лирика╩ (кн. 1√2, СПб., 1911; 3-е изд. ≈ П., 1917) преобладают саркастические ноты.


    После разрыва с ╚Сатириконом╩ (1911) Чёрный продолжал печататься в различных популярных изданиях: газетах ╚Русская молва╩, ╚Киевская мысль╩, ╚Одесские новости╩, журналах ╚Современный мир╩, ╚Аргус╩, ╚Солнце России╩, ╚Современник╩, в альманахе ╚Шиповник╩ и др. С 1911 г. он много писал для детей, относясь к этому как к важнейшей, а не периферийной сфере своей творческой деятельности. Чёрный участвовал в альманахе ╚Жар-птица╩, журнале ╚Для детей╩ (редактор обоих К. Чуковский), написал книги ╚Тук-тук!╩ (СПб., 1913), ╚Живая азбука╩ (СПб., 1914), ╚Детский остров╩ (Данциг, 1921; М.-Л., 1928), ╚Чудесное лето╩ (1929) и др.


    Чёрный занимался также переводами: ╚Книга песен╩ Г. Гейне (СПб., 1911; благодаря близости сатирического таланта обоих поэтов за Чёрным закрепилось прозвище ╚русский Гейне╩); ╚Избранные рассказы╩ (СПб., 1911) австрийского писателя-юмориста М. Г. Сафира (1795√1858), включающие также еврейскую тематику (например, ╚Юдофоб╩); немецкого писателя Р. Демеля, норвежского писателя К. Гамсуна и др.


    В годы 1-й мировой войны Чёрный служил в варшавском госпитале, с марта 1915 г. ≈ в санитарной части 5-й армии, в 1916 г. ≈ в 13-м полевом госпитале в Пскове (здесь написал цикл стихов о войне). В марте 1917 г. был назначен заместителем комиссара Северного фронта.


    Большевистский переворот Чёрный однозначно отверг и осенью 1918 г. уехал в Вильну, затем жил в Каунасе, откуда в 1920 г. перебрался в Берлин. В маленькой берлинской пивной он устроил нечто вроде артистического кафе, в котором собиралась эмигрантская русская художественная интеллигенция. Чёрный регулярно печатался в газетах ╚Руль╩ (Берлин) и ╚Сегодня╩ (Рига), редактировал альманах ╚Грани╩ (Берлин, 1922√23). В 1923 г. в Берлине вышла третья книга его стихов ╚Жажда╩, окрашенная чувством ностальгии по России. Летом 1923 г. Чёрный уехал в Италию, а в марте 1924 г. перебрался в Париж. Здесь он сотрудничал в еженедельнике ╚Иллюстрированная Россия╩, в ╚Русской газете╩, в газете ╚Последние новости╩ и в 1931 г. ≈ в возрожденном ╚Сатириконе╩. Снова Чёрный приобрел славу в ╚России, выехавшей за границу╩ (как назвал эмиграцию поэт Дон Аминадо). В этот период большое место в творчестве Чёрного заняла проза ≈ озорные ╚Несерьезные рассказы╩ (Париж, 1928) и оригинальные по жанру, основанные на народной мудрости ╚Солдатские сказки╩ (вышли отдельной книгой, Париж, 1933 /после смерти Чёрного/).


    Хотя Чёрный еще в детстве отошел от еврейства, и еврейская тема не играла значительной роли в его творчестве, он никогда не отрекался от своего происхождения, и отголоски ╚еврейского вопроса╩ то и дело встречаются в его произведениях. Зачастую в их подчеркивании преобладает уязвленное национальное чувство, иронически обыгрываются устойчиво-пренебрежительные клише обывателя-юдофоба (дантист-иноверец в ╚Отъезде петербуржца╩, 1909), лицемерно-фальшивый кураж хмельных антисемитских излияний (╚Кто-то врет: ⌠Люблю жидов!■╩ в стихотворении ╚Русское╩, 1911) или бездумно-тупое повторение заезженных стереотипов (Христа кто-то по привычке называет ╚жидовским шпионом╩, ╚Легенда╩, 1920). Как в стихах, так и в прозе первых десятилетий 20 в. Чёрный высказывается против черносотенного ╚Союза русского народа╩: например, в стихотворении ╚Во имя чего?╩ (1910) дает ему колоритное определение ╚союзно-ничтожная падаль╩ и ставит в один ряд с самыми отталкивающими явлениями российской действительности (╚Отбой╩, 1908). Еще в цикле статей ╚Деликатные мысли╩ (1906√1908) Чёрный писал: ╚Союз русского народа... Бедный русский народ! Это так же звучит, как Союз детоубийц и растлителей имени Всеволода Гаршина╩; а в стихотворении ╚Четыре нравственных урода╩ (1908) звучит откровенная инвектива: ╚Четыре нравственных урода/ Один шпион и три осла/ Назвались ради ремесла/ Союзом русского народа╩. Язвительную сатиру на сборище погромщиков представляет рассказ Чёрного ╚Вечер юмора╩ (с подзаголовком ╚На съезде истинно-русских╩). Тема антисемитского шабаша правых русских националистов развита в стихах: ╚Смех сквозь слезы╩ (1909; здесь гоголевский Чуб, превращенный фантазией поэта в черносотенца, ╚с большою эрудицией╩ поет о ╚еврейском гвалте╩), ╚К приезду французских гостей╩ (1910), ╚Диета╩ (1910; здесь использовано выражение ╚черный рак╩ ≈ так в народе именовали черную сотню). Гневно-обличительная отповедь доморощенным антисемитам дана в стихотворении ╚Юдофобам╩ (помещено в ╚специальном еврейском номере╩ ╚Сатирикона╩ / ╧47, 1909/ и подписано псевдонимом ╚Гейне из Житомира╩; тут же опубликовано стихотворение Чёрного ╚Еврейский вопрос╩). К этому тематическому пласту примыкает и группа разоблачительных стихов с персональной адресацией к записным антисемитам, например, иронические упоминания о благородных поступках журналистов-погромщиков и здравица в их честь: ╚Крушеван усыновил/ Старую еврейку╩ (╚Чепуха╩, 1906; П. Крушеван ≈ вдохновитель Кишиневского погрома /см. Кишинев/ и редактор ╚Бессарабца╩); стихотворение о редакторе ╚Нового времени╩ А. Суворине (╚Единственному в своем роде╩, 1909) и его главном публицисте-юдофобе М. Меньшикове (╚По мытарствам╩, 1909; ср. юмореску Чёрного ╚Меры предохранения против заболевания холерой╩, 1908: ╚Если случится по ошибке пожать руку Меньшикову, обмой оную сулемой╩); эпитафия ╚Буренину╩ (1910; ср. о В. Буренине в стихотворении ╚Гармония╩ /1908/: ╚Но безобразен Буренин, и дух от него нехороший╩); в прозе ≈ ╚Веселые силлогизмы╩ (1908), где издевательски высмеяны государственные мужи, идеологи великодержавного шовинизма. Мотив национальной ущемленности в сатирах Чёрного касается не только евреев, но и др. ╚малых╩ народов Российской империи (например, в его бурлескных ╚Поправках истинно-русских октябристов к министерскому законопроекту о печати╩ /1908/: ╚[поправка] 24. Евреи, армяне, поляки и прочие инородцы никаких печатных произведений ни издавать, ни писать, ни читать не имеют права╩). На процесс М. Бейлиса Чёрный откликнулся стихотворением ╚Поставщики╩ (не опубликовано).


    Наряду с этим Чёрному-художнику было свойственно ироническое отношение к обыденным еврейским нравам. Мастерски владевший всеми оттенками смешного, Чёрный весьма разнообразен в стилистике изображения еврейского быта и еврейских типов: от мягко-добродушного подтрунивания (например, расхожий образ пышной еврейской перины в стихотворении ╚Новая цифра╩, 1910; веселая история о том, как ╚Арон Фарфурник застукал наследницу дочку/ С голодранцем студентом Эпштейном╩ в стихотворении ╚Любовь не картошка╩, 1910; сочувствие к прекрасной Рахили, к которой посватался ╚маклер и пошляк╩, позарившийся не на ее красоту, а на трехсоттысячное приданое в стихотворении ╚Виленский ребус╩, 1910) до язвительного сюжета о том, как банкир Шперович и его ╚трехобхватная Рая╩, уронившая в сугроб кольцо, роются в снегу, но не находят пропажи (╚Мертвые минуты╩, 1911).


    В обширном творчестве Чёрного эмигрантской поры еврейские темы и мотивы встречаются эпизодически: образ портного Арона Давыдовича, который появляется среди других ╚счастливцев╩-изгоев в поэме ╚Кому в эмиграции жить хорошо╩ (1931√32), или стилизация речи еврея в статье ╚Голос обывателя╩ (1923): ╚... скажу, как один пожилой еврей/ (что, пожалуй, всего мудрей):/ Революция очень хорошая штука, ≈ /Почему бы и нет? /Но первые семьдесят лет ≈ Не жизнь, а сплошная мука╩). Вытеснение еврейской проблематики из сферы художественных приоритетов Чёрного обусловливалось не столько их денационализацией, сколько реальными изменениями самого характера еврейской жизни в эмиграции, что прежде всего было связано с отсутствием официальной государственной политики национального насилия. Вместе с тем и в эмиграции Чёрный был беспощаден к юдофобам (например, в журнале ╚Иллюстрированная Россия╩ / ╧20, 1925/ процитировал М. Г. Сафира /см. выше/: ╚Когда у дурака нет никакого дела, он становится антисемитом╩).


    Чёрный широко обращался в своем творчестве к ветхозаветным источникам ≈ от пародийной поэмы ╚Песнь Песней╩ (1910) и адресованных детям ╚Библейских сказок╩ (1925√26; одну из них ≈ ╚Отчего Моисей не улыбался, когда был маленький?╩ ≈ перепечатал журнал В. Жаботинского ╚Рассвет╩, ╧52, 1925) до крупных произведений, таких, как поэма ╚Ной╩ (1914), в которой он, по словам критика А. Измайлова, ╚глумится над современной жизнью, над пошляками, ничтожествами... над черносотенцами и либеральными балалайками, над лжеполитиками и лжеэстетами╩ (╚Русское слово╩, 30 мая 1914 г.).


    Литературным трудом занимались сестра (псевдоним Подснежник) и брат Чёрного (псевдоним Георгий Гли).
  • Постоянный адрес этой страницы: http://all-photo.ru/portret/tchernii/index.ru.html?img=29759&big=on