Российская Портретная Галерея
С
Фамилия:    Галерея:        
<<<Предыдущая | Следующая>>>
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Константин Сергееевич Станиславский (Алексеев)
Константин Сергееевич Станиславский (Алексеев)
Фотография П.Павлова.
1902 г.

  • Энциклопедия "Москва"

    СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич (настоящая фамилия Алексеев) (1863, Москва ≈ 1938, там же), актёр, режиссёр, педагог, реформатор и теоретик театра, почетный академик Петербургской Академии наук (1917), народный артист СССР (1936). Родился в семье, принадлежавшей к высшему кругу русских промышленников; Алексеевы были в родстве с Третьяковыми и Мамонтовыми. В 1881 окончил Лазаревский институт. Стал одним из основателей Общества искусства и литературы (1888), где руководил драматическим кружком. Вместе с Вл.И. Немировичем-Данченко создал в 1898 Московский Художественный театр (МХТ, см. Московский художественный академический театр). Ставя здесь пьесы А.П. Чехова и М. Горького, Станиславский и Немирович-Данченко нашли новую манеру исполнения, новые средства сценической выразительности, добились единства всех элементов спектакля. В МХТ наиболее полно раскрылся разносторонний актёрский талант Станиславского. Среди ролей: Астров и Вершинин (╚Дядя Ваня╩ и ╚Три сестры╩ Чехова), Сатин (╚На дне╩ Горького), Штокман (╚Доктор Штокман╩ Г. Ибсена), Крутицкий (╚На всякого мудреца довольно простоты╩ А.Н. Островского), Арган (╚Мнимый больной╩ Мольера). С 1900-х гг. Станиславский начал работать над системой, которая обеспечивала бы возможность публичного творчества по законам искусства переживания во всякую минуту пребывания на сцене. Испытанием новых способов артистической работы стал спектакль ╚Месяц в деревне╩ И.С. Тургенева (1909). Дальнейшие свои испытания в области театральных теории и педагогики Станиславский перенёс в Первую студию (публичные показы спектаклей с 1913).
    После 1917, когда искусство МХАТ было резко атаковано ╚слева╩, Станиславский сумел отстоять его принципиальные основы и принять решающее участие в обновлении труппы и репертуара. Не поставив своего имени ни на афишу ╚Дней Турбиных╩ М.А. Булгакова (1926), ни на афишу ╚Бронепоезда 14-69╩ Вс.В. Иванова (1927), Станиславский тем не менее своим художественным участием поддержал новое направление, открывавшееся этими спектаклями. Сочной комедийностью, богатством и смелостью фантазии отличались его спектакли ╚Горячее сердце╩ Островского (1926), ╚Безумный день, или Женитьба Фигаро╩ П. Бомарше (1927). Под руководством Станиславского поставлены ╚Мёртвые души╩ по Н.В. Гоголю (1932), ╚Таланты и поклонники╩ Островского (1933). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Станиславского в 1938≈93 назывался Леонтьевский переулок (в районе Тверской улицы), в котором в д. 6 в 1920≈38 он жил и где в 1948 открыт музей-квартира Станиславского (филиал Музея МХАТ; в этой квартире Станиславский готовил с артистами спектакли, вёл занятия с молодёжью Оперно-драматической студии). На Пушечной улице, 9, и в Леонтьевском переулке, 6, установлены мемориальные доски. Имя Станиславского присвоено в Москве Драматическому театру и Музыкальному театру (Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко).

    Литература: Эфрос Н.Е., К.С. Станиславский, П., 1918; Горчаков Н.М., Режиссёрские уроки К.С. Станиславского, 3 изд., М., 1952; Виноградская И.Н., Жизнь и творчество К.С. Станиславского. Летопись, т. 1≈4, М., 1971≈76; Соловьева И.Н., Шитова В.В., К.С. Станиславский, 2 изд., М., 1986.

  • Постоянный адрес этой страницы: http://all-photo.ru/portret/stanislavsky/index.ru.html?img=29293&big=on