Российская Портретная Галерея
Р
Фамилия:    Галерея:        
Страницы: (1)
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 ] → Р → Розанов → Розанов Василий Васильевич
  • 1.Всемирный биографический энциклопедический словарь


    РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856≈1919), русский писатель, публицист, мыслитель. Начав с философского трактата ╚О понимании╩ (1886), перешёл к свободному, сугубо личностному стилю философствования: статьи и рецензии (в основном в газете ╚Новое время╩), собранные в книгах ╚Литературные очерки╩ (1899), ╚Среди художников╩ (1914) и др. Религиозная философия Розанова ≈ своеобразный русский вариант ╚философии жизни╩, с культом земных радостей, пола, семьи и ╚бытового╩ человека, с критикой аскетических тенденций христианской морали (╚Семейный вопрос в России╩, тт. 1≈2, 1903; ╚Тёмный лик╩, 1911). Философская критика, в том числе ╚Легенда о Великом инквизиторе╩ (1891), статьи об А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе и др. В дневниковой прозе (╚Уединённое╩, 1912; ╚Опавшие листья╩, 1913≈15) бытовое переплетено с метафизическим, интимное с социальным. Книга ╚Апокалипсис нашего времени╩ (1917≈18) ≈ трагический ╚дневник писателя╩ о крахе российской державы.

  • 2.Энциклопедический словарь Брокгауза-Эфрона


    РОЗАНОВ (Василий Васильевич) - современный философ, публицист и критик, родился в Ветлуге в 1856 году, окончил курс в Московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 года служит в центральном управлении государственного контроля. Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, Р. в обширном труде "О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания" (Москва, 1886) дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю критику утилитаризма Р. дал в статье "Цель человеческой жизни" ("Вопросы философии", 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Р. изложены в книге "Красота в природе и ее смысл" (Москва, 1894), написанной по поводу взглядов Вл. С. Соловьева . Гораздо больше внимания Р. посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. ("Религия и культура", сборник статей, Санкт-Петербург, 1899). Выступив на это поприще статьей "Место христианства в истории" ("Русский Вестник", 1890, 1 и отд.), Р. обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К.Н. Леонтьева и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Р. о браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников Р. (по его мнению, например, день Ходынской катастрофы есть вместе с тем и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге "Сумерки просвещения" (Санкт-Петербург, 1899). Критикуя современный строй школы и воспитания, Р. находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с ней; наконец, принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих, порой блестящих и всегда крайне парадоксальных, критических статьях Р. занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем : "Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе" (Санкт-Петербург, 1893) и "Литературные очерки", сборник статей (Санкт-Петербург, 1899). О Р. существует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья Вл. С. Соловьева "Порфирий Головлев о свободе и вере" ("Вестник Европы", 1894 год, 2). Его новейшие труды: "В мире неясного и нерешенного" (СПб., 1901), "Природа и история. Сборник статей" (ib., 1900), "Семейный вопрос в России" (ib., 1903). Я. К.

  • 3.Примечания


    Дети: Надя (1892-1893), Татьяна (1895-1975), Вера (1896-1920), Варвара (1898-1943), Василий (1899-1918), Надежда (1900-1958).
  • Постоянный адрес этой страницы: http://all-photo.ru/portret/rozanov_vv/index.ru.html