Российская Портретная Галерея
Р
Фамилия:    Галерея:        
Страницы: (12 3 4 5 6 >>>
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 ] → Р → Римский-Корсаков Николай Андреевич
  • Всемирный биографический энциклопедический словарь

    РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844≈1908), композитор, педагог, дирижёр. Классик русской музыки, член творческого объединения композиторов ╚Могучая кучка╩. Живописно-изобразительный характер музыки, созерцательная лирика присущи основным произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта. Римский-Корсаков ≈ мастер инструментовки, новатор в области гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.): ╚Псковитянка╩ (1872), ╚Майская ночь╩ (1879), ╚Снегурочка╩ (1881), ╚Млада╩ (1892), ╚Ночь перед Рождеством╩ (1894), ╚Садко╩ (1896), ╚Моцарт и Сальери╩ (на текст А. С. Пушкина, 1897), ╚Боярыня Вера Шелога╩ (1898), ╚Царская невеста╩ (1898), ╚Сказка о царе Салтане╩ (по Пушкину, 1900), ╚Сервилия╩ (1902), ╚Кащей бессмертный╩ (1902), ╚Пан-воевода╩ (1904), ╚Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии╩ (1904), ╚Золотой петушок╩ (1907); кантаты, 3 симфонии (1865≈73), ╚Испанское каприччио╩ (1887), сюита ╚Шехеразада╩ (1888) и другие сочинения для оркестра, 79 романсов, обработки народных песен (в том числе сборник ╚100 русских народных песен╩, 1877) и др. Завершил и отредактировал ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871; воспитал свыше 200 музыкантов), директор Бесплатной музыкальной школы (1874≈81), руководитель Беляевского кружка (с 1882). Автобиографическая книга ╚Летопись моей музыкальной жизни╩ (1906).

  • Энциклопедический словарь Брокгауза-Эфрона

    РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (Николай Андреевич) - известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе.
    Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М.А. Балакиреву . Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией.
    По возвращении из этого путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале Думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех.
    За ней, в области симфонической музыки, последовали "Садко" - симфоническая музыкальная картина, и "Сербская фантазия"; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой талант колориста. Опера Р.-Корсакова "Псковитянка", на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 году он присоединил к ней пролог, под названием "Боярыня Вера Шелога".

    Получив в 1871 году место профессора специального теоретического класса композиции в Санкт-Петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 год инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 год, и занимая с 1883 по 1893 год место помощника управляющего придворной певческой капеллой Р.-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки.

    На сцене Мариинского театра в 1880 году появилась опера Р.-Корсакова "Майская ночь", а в 1882 году - "Снегурочка", в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной "Дубинушки" в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом.
    Оперы "Млада" (1892) и "Ночь перед Рождеством" (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 году Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу "Садко", в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени.
    Будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене, опера "Садко" имела несомненный успех, в 1898 году повторившийся и в Петербурге.
    Небольшая опера "Моцарт и Сальери", на текст Пушкина , поставлена Московской частной оперной труппой в 1898 году в Москве, в 1899 году - в Санкт-Петербурге.
    Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: "Царская невеста".

    Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются "Антар", "Шехерезада", "Испанское каприччио", "Воскресная увертюра".
    Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он переработал и переоркестровал оперу "Борис Годунов" Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы "Князь Игорь" Бородина и в оркестровке "Каменного гостя" Даргомыжского .

    Ему же принадлежит "Практический учебник гармонии" (1886). Новые его произведения оперы "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-лебеди", по Пушкину (1900); "Сервилия", по Мею (1902); "Кощей Бессмертный" (1902) - осенняя сказочка; "Пан воевода" в 4 действиях; "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии".

    Долголетняя педагогическая деятельность Р.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность; таковы Бернгардт (в настоящее время директор Петербургской консерватории), Лядов , Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории.
    Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А.К. Глазунов .
    Н. С.
  • Постоянный адрес этой страницы: http://all-photo.ru/portret/rimskyi_korsakov_na/index.ru.html