Российская Портретная Галерея
Л
Фамилия:    Галерея:        
Страницы: (1)
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 ] → Л → Левитан → Левитан Исаак Ильич
  • Энциклопедия "Москва"

    ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860, Кибарты, ныне Кибартай в Литве, ≈ 1900, Москва), живописец. Учился в МУЖВЗ (1873≈85) у А.К. Саврасова, с 1882 у В.Д. Поленова; преподавал там же (с 1898). В 1884 и регулярно с 1888 участвовал в выставках передвижников, член Товарищества передвижных художественных выставок с 1891; с 1897 академик Академии художеств. В бытность учеником МУЖВЗ Левитан близко сошёлся с К.А. Коровиным, М.В. Нестеровым, архитектором Ф.О. Шехтелем, Н.П. Чеховым, с его братом А.П. Чеховым, ставшим ближайшим другом художника на всю жизнь (в 1885 Левитан написал портрет Чехова, ныне в ГТГ). Сильно нуждаясь в деньгах (в 1876≈79 Левитан был освобождён от платы за учение ╚ввиду крайней бедности╩ и отличных успехов), для заработка в 1881≈82 делал рисунки жанрового и сказочно-фантастического содержания для иллюстрированного журнала ╚Москва╩ (где также сотрудничали братья Чеховы), в начале 80-х гг. иллюстрировал издание М. Фабрициуса ╚Кремль╩ (М., 1882). В 1885≈86 совместно с Коровиным писал декорации спектаклей Частной русской оперы С.И. Мамонтова (╚Виндзорские кумушки╩, ╚Фауст╩, ╚Алая роза╩ по эскизам Поленова, ╚Русалка╩, ╚Снегурочка╩ по эскизам В.М. Васнецова, ╚Жизнь за царя╩ по собственным эскизам). В конце 80-х гг. посещал рисовальные вечера в доме Поленовых. Пейзажист по призванию, глубоко чувствующий и лирически-проникновенно раскрывающий неповторимую прелесть и спокойное величие русской природы, Левитан практически не писал городских пейзажей. За исключением ныне утраченного ╚Вида Симонова монастыря╩, упоминаемого Нестеровым, Москва присутствует только в произведении ╚Иллюминация Кремля╩ (1896, Днепропетровский художественный музей). Левитан, по воспоминаниям родственников, когда наступала весна, ╚совершенно преображался,... волновался, его тянуло за город╩, хотя на это стремление порой накладывались вынужденные обстоятельства в связи с неоднократными распоряжениями правительства, запрещавшими евреям жить в Москве (1879, 1892). В конце 70-х гг., много работая в окрестностях Москвы, художник создал свой особый вариант ╚пейзажа настроения╩, в котором облик и состояние природы одухотворяются, становятся носителями состояний человеческой души (╚Осенний день. Сокольники╩, 1879, ГТГ). Работая в Останкине, запечатлел фрагменты усадебного дома и парка (╚Аллея╩, 1880, ГТГ; ╚Останкино╩, начало 80-х гг., ГРМ), но в основном увлекался поэзией камерных уголков леса или скромных ╚деревенских задворок╩. В последних работах Левитана возникает исполненный величия и драматизма образ вечного бытия природы (╚Над вечным покоем╩, 1894, ГТГ); своеобразным итогом художественных исканий Левитана стала незаконченная картина ╚Озеро. Русь╩ (1900, ГРМ). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1892≈1900 жил Левитан (Большой Трёхсвятительский переулок, 1, во дворе), ≈ мемориальная доска. Именем Левитана в 1928 названа улица в посёлке Сокол.
    Литература: Алпатов М., И.И. Левитан, М., 1945; И.И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1956; И.И. Левитан. Каталог выставки, М., 1960; Федоров-Давыдов А.А., И.И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1966; Петров В., И.И. Левитан, СПб., 1992.

    Е.М. Ивановская.

  • Постоянный адрес этой страницы: http://all-photo.ru/portret/levitan/index.ru.html